образовательная среда, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Первый класс, первые дни, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник)

Первый класс, первые дни-3

Продолжаем разговор о первых школьных днях. В этой части речь пойдет об инструментах, помогающих организовать учебную информацию.

Учимся структурировать информацию. Паспорт объекта

 Итак, у нас есть копилка объектов (одна или несколько) и значки, которые умеют задавать вопросы. Теперь самое время учиться составлять паспорт. Вводим пособие, которое будет использоваться постоянно. Выглядит оно, как показано на рисунке. Для его изготовления можно воспользоваться прозрачными файлами для бумаг. В групповой работе потом можно использовать  отпечатанные заготовки, к которым будут приклеиваться  вопросы и ответы.

 

С помощью значков выставляется план описания объекта – форма паспорта. Правые окошки заполняем по-разному в зависимости от конкретного объекта. Потом аналогично мы будем делать паспорта букв, чисел, морфем, частей речи, животных, растений. Только имена признаков (вопросы) там будут уже другие. Изучить какую-то группу объектов – значит, понять, какими именами признаков они описываются (какие вопросы о них можно задать) и какие значения могут иметь (какие можно получить ответы). На рисунке показан пример описания куклы-неваляшки с использованием признаков-значков Для нечитающих детей ответы на вопросы тоже можно обозначить схематично.

По такому же паспорту можно описать другие игрушки. Наша задача на перспективу – научить детей выкладывать паспорта разных объектов, работая в группах. Имена признаков (вопросы) на первых порах задаем или определяем вместе с детьми. Позднее они будут делать это самостоятельно и набор признаков-значков нам скоро станет тесен. В каждой области знаний появятся свои, специфические, признаки.

На этом этапе можно и паспорта героев сказок и мультфильмов выложить с помощью значков-вопросов. Например, маленький паспорт смешарика или муми-тролля уложится в три признака: место (где живет?), форма (можно нарисовать внешний контур), действия (рассказать словами).

И, конечно, на базе любого паспорта составляем загадку. Закрываем один столбец, предъявляем остальные. «Вы спросите – «назначение?», я отвечу – «Для игры»; вы спросите о частях, отвечу – 4 шара, спросите о действиях, скажу «качается, не падает». Что я загадала?» Или так: «Мне задали 3 вопроса про неваляшку. На первый я ответила «для игры», на второй– «4 шара», на третий – «качается, не падает». Какие вопросы мне задали?» И, наконец, последнее задание: «Придумайте загадку о нашей неваляшке, пользуясь планом: «назначение, части, действия».

События. Было – стало – изменилось

 

Если паспорт позволяет отличать объекты друг от друга, то модель события «БЫЛО – СТАЛО – ИЗМЕНИЛОСЬ» дает возможность наблюдать изменения, происходящие в одном конкретном объекте. Мы много говорим о необходимости учить детей наблюдать, пора перейти от разговоров к инструментам.

Здесь тоже удобно начать с окружающего мира.

Рассмотрим картинку и поиграем с помощью значков. Учитель показывает значок «направление» и говорит «Изменилось» – дети называют значок, показанный учителем (сперва по одиночке, потом хором) – направление. Дальше их задача – назвать объекты, которые изменили направление. Кто нашел, поднимает руку (бабочка летела вправо, теперь летит влево, хвостик у жирафа был вверх, теперь вниз. Следующий значок – количество. Картинки для работы можно найти на сайте «Твой ребенок». http://www.tvoyrebenok.ru/

Потом эта простая модель позволит наблюдать изменения форм слова и словообразование, значений арифметических выражений, углов и сторон геометрических фигур.

 

Приведем еще несколько примеров на актуальной в начале учебного года теме «приметы осени».

edvestnik_jur

Было – журавли жили в нашей местности, стало – журавли улетают на юг. Меняется время, направление, движение.

edvestnik_temp

Было: солнце светило сильно, стало – солнце светит тускло. Один из меняющихся признаков – температура воздуха.

А следующим шагом будет установление связей между признакам – эффектов или закономерностей. Например, обсуждать приметы осени можно так: уменьшается  температура, уменьшается длина дня – некоторые птицы меняют свое место жизни (улетают на юг); листья меняют цвет (зеленый – на желтый, красный, коричневый) и тоже меняют место (падают с деревьев).

Если наступает осеньedvestnik_time ТО  СНИЖАЕТСЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА (становится холоднее),edvestnik_temp

 

Некоторые птицы летят на юг
edvestnik_jur

 

Итак, важная задача, которую нужно постараться решить как можно скорее, – научить детей «говорить» картинками, используя различные названия признаков. Спектр признаков, который вы введете сразу, зависит от ваших дальнейших целей и от возможностей учеников. Признаки, которые при грамотном построении учебного процесса понадобятся вам обязательно:

  • Назначение или функция объекта (ответ на вопрос «Для чего он нужен?»)
  • Части (ответ на вопрос «Из чего состоит?», «Из каких частей состоит?» «Какие у него части?»)
  • Место (ответ на вопросы «Где находится?», «Частью чего является?»)
  • Как можно быстрее вводим в работу игры с копилками и использование значков – имен признаков.

Следующая важная операция, которую дети должны уметь делать – переход от целого объекта к его частям и, наоборот, от объекта к его надсистеме (т.е. определять, частью чего он является).

Системный лифтДля визуализации этой операции используется системный лифт. Правило его построения просто: переходя этажом ниже, нужно взять часть от объекта, расположенного на данном этаже. На рисунке вы видите системный лифт шляпочного гриба.

Прежде, чем ввести «лифт», тренируемся в использовании значков «части» и «место». Затем приглашаем помощника – волшебника «Дели-Давай». Этот волшебник умеет делить все на части и объединять части в новое целое. Например, если в руки к нему попадает ручка, а у него делительное настроение, то он обязательно разберет ее на части. А дадите ему слово – он и слово на части разделит. А когда у него объединительное настроение, он, наоборот, из стержня сделает ручку, объединив его с другими частями. Слова волшебник может объединить в предложения. А если вы ему дадите, например, ложку и вилку, он может их объединить и сделать музыкальный инструмент. А может собрать их в один приборчик и использовать по назначению – для еды.

Следующая важная операция – перемещение по времени в прошлое и в будущее. Для этого используем волшебника Отставай-Забегай. Он ходит по линии времени большими и маленькими шагами назад и вперед.  Сделает маленький шаг назад – увидит, что было недавно, сделает большой шаг назад – увидит далекое прошлое. А большой шаг вперед унесет нас вместе с волшебником в далекое будущее. Прогулки вместе с этим волшебником тоже позволят рассмотреть приметы времен года (что мы увидим, если шагнем назад, в лето… вперед, в зиму), а также – вспомнить свое детство и помечтать о будущем.

Для наглядности здесь можно воспользоваться лентой времени и предложенной автором волшебников, И.Н. Мурашковской, картинкой.

Волшебник времени - Отставай-Забегай
Волшебник времени — Отставай-Забегай

 

Со временем системный лифт и лента времени развернутся в многоэкранную схему, которая позволит отслеживать изменение объекта во времени и его место в системе. Но этот шаг вы сделаете позднее.

А пока сделаем некоторые выводы.

В этом выпуске мы предложили быстро ввести в работу инструменты, позволяющие структурировать информацию и наблюдать изменения признаков и связи между ними. Это паспорт объекта, модель события «БЫЛО – СТАЛО – ИЗМЕНИЛОСЬ», системный лифт с волшебником «Дели-Давай» и лента времени с волшебником «Отставай-забегай».

 

Подробнее об этих инструментах, а также об использовании игр с копилками:

Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки / http://jlproj.org/this_bibl/pict_murash.pdf

Нестеренко А.А. . Страна загадок+. Главы 1-2 / http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/otsm-triz-pedagogika/item/5070-riddles1

Крючкова И.Б. Применение игровых тренингов на уроках обучения грамоте / http://jlproj.org/this_bibl/42_kruchkova_gram.pdf

Костина Т.А., Нестеренко А.А. Играем всерьез / http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/otsm-triz-pedagogika/item/3673-igraem-vseryoz

Завершая разговор о первых днях первоклассника, зададимся вопросом, сколько времени целесообразно отвести на подготовительный к школьной жизни период. Здесь существует довольно большой разброс мнений – от пяти дней в традиционных программах до месяца в  некоторых программах развивающего обучения. На наш взгляд, учителю имеет смысл взять на себя смелость и самостоятельно принять решение о том, сколько продлится активная подготовка к школьной жизни в зависимости от особенностей детской группы, в частности, от уровня развития произвольности и умения оперировать символами. Время, затраченное на такую подготовку, вернется сторицей.  А если в ваших УМК на этот период отводится меньше времени, чем требуется вам, стоить помнить, что методические материалы создаются в помощь учителю, а не для того, чтобы загнать его в угол.

Хорошего вам начала учебного года, коллеги, и пусть у ваших детей все получится.