Главное, Образование, Школа и вуз

Начать и не останавливаться

Фото Марии Голубевой

Эмоциональным потрясением, высшим пилотажем содержания при внешней скромности назвала профессор Марина Гурьянова образовательный форум в Карелии, посвященный развитию сельской школы и ее взаимодействию с местными сообществами.

В Карелии завершился межрегиональный мобильный научно-практический форум «Региональный опыт. Наука – практике. Образование и местные сообщества». Мне удалось провести полтора дня в составе его мобильной группы и увидеть, как сегодня живет школа в глубинке, узнать, что волнует учителей и как малокомплектные учебные заведения выживают в кризисные годы, когда уменьшается финансирование, идет тотальная оптимизация.

Об этом помалкивают центральные телеканалы и федеральные СМИ. Обычно информация появляется в соцсетях и сразу же начинается сбор подписей, но еще чаще школы просто закрывают, не считаясь ни с виртуальными петициями, ни с поломанными судьбами настоящих патриотов села, не желающих, чтобы их дети учились далеко от дома.

 

День первый

Небольшое одноэтажное здание школы в Шокше располагается, как мне показалось, вдалеке от основных строений поселка. В первый день форума именно сюда приехали его участники, чтобы и школу посмотреть, и собственный опыт работы презентовать.

Участники мобильной группы форума
Участники мобильной группы форума
Школа в Шокше
Школа в Шокше

Интернет-журнал «Лицей» уже рассказывал о школе в 2012 году. За четыре года ее жизнь несколько изменилась. Год и два месяца руководит учебным заведением Нина Коренькова, учитель истории, неравнодушный к своему краю человек. Именно она вела экскурсию, в которой рассказ о старинном вепсском поселении Прионежского района перекликался с жизнью школы, радостями и сложностями будней:

Директор школы Нина Коренькова (справа) встречает гостей
Директор школы Нина Коренькова (справа) встречает гостей

— Три волны подвоза детей в школу из Кварцитного (административный центр Шокшинского вепсского поселения.  — Ред.). Директора поймут, как это сложно. Даже юридически — разные адреса, разные поселения, три километра между Кварцитным и Шокшей. В Кварцитном детский сад и начальная школа, а средняя и старшая школа в Шокше.

Учатся здесь около 70 детей. Здание школы было построено под руководством его директора — Николая Яковлевича Изотова, о чем каждый входящий может прочесть на памятной доске. Здесь же работает внук Николая Яковлевича — учитель физкультуры, математики и информатики Павел Яковлев. Гостей он  встречал с супругой — она учитель музыки — и дочкой Кристиной на руках.

Семья Яковлевых
Семья Яковлевых

Этой осенью в школе открыли обновленный спортзал, который появился здесь благодаря федеральному проекту по созданию спортивной инфраструктуры в сельских школах при поддержке региональной и местной власти. В спортзале установили новые стеклопакеты, современное освещение, заменили покрытие пола, привели в порядок стены. На ремонт потрачено более миллиона рублей.

Еще одно радостное событие — ученики вернулись к изучению вепсского языка, который теперь преподает с первого по шестой классы молодой специалист Кристина Стрелкович. Перерыв в семь лет, когда не было педагога, завершился. Подтверждение тому постановка сказки.

Юные актеры играют спектакль на вепсском языке
Юные актеры играют спектакль на вепсском языке

— У ребят уже была премьера на «Малых Пименовских чтениях». Думаю, теперь наши дети знают, кто такой Марк Пименов, кстати, уроженец маленькой вепсской деревни Парфиевская Шокшинского прихода, — рассказала Людмила Пархомук, начальник управления образования Прионежского района. — Именно на чтениях ученики шокшинской школы показали сказку Олега Мошникова «Огонь и вода» на вепсском языке.

Постановка вызвала улыбки и восторг участников форума, многие из них лишь читали о вепсах.

Директор Шокшинской школы в отведенное для рассказа время не уложилась.

— У меня еще 70 слайдов! — воскликнула Нина Николаевна, но завлабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии ПетрГУ, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия Зинаида Ефлова была непреклонна:

— Регламент!

Шокшинская школа может себе позволить экскурсии по окрестностям, проведение спортивных праздников, увлекательные для детей кружки рукоделия — все гости форума увезли с собой куклы-обереги. Все это в лучших традициях школы полного дня, где можно до вечера заниматься спортом, читать книги, рукодельничать, петь и танцевать. Во многом школа стала такой благодаря сотрудничеству со всеми социально-культурными объектами округи и администрацией сельского поселения.

В библиотеке Шокшинской школы
В библиотеке Шокшинской школы
Коллектив педагогов Шокшинской школы
Коллектив педагогов Шокшинской школы

Зинаида Ефлова, подводя итог выступлению, заметила, что школа находится в постоянном развитии.

— Важно найти, обнаружить и привлечь социально- педагогический потенциал. Начать, а потом и не остановиться. Изменить и улучшить — глобальная цель развития, — уверена она.

Глава администрации Шокшинского вепсского сельского поселения Виктория Буторина подчеркнула, что школа стала площадкой для партнерства:

— Школьное сообщество определяет жизнь поселка. Мы общаемся со всем школьным сообществом. Я сама коренной житель, училась здесь. Многие жители знают вепсский язык, но двуязычие для нас пока маловероятно. У меня дочка второклассница, мы изучаем язык всей семьей. Есть спонсоры, нам готовы помогать. Например, акция поддержки гражданских инициатив последние три года активно реализуется. Можно решить многие задачи на условиях софинансирования. В этом году нам удалось обустроить спортивную площадку в Кварцитном, где учатся дети начальной школы и посещают детсад дошколята. Там появилась площадка для футбола, баскетбола, волейбола, подготовлено место для установки тренажеров.

 

Новости карельских гостей

В этот же день о своей работе рассказала социальный педагог Березовской школы Кондопожского района Людмила Лебедева, где для детей работает школа-сад.

Людмила Лебедева
Людмила Лебедева

Школьникам в их социализации и учебе активно помогают бабушки и дедушки, так как родители многих ребят рабочую неделю трудятся в Кондопоге или Петрозаводске, возвращаются домой лишь к выходным. Активно в поселении занимаются патриотической работой и обустройством окрестностей. По плану у местных жителей и школьников — восстановление асфальта и посадка деревьев.

Елена Макарьева, директор Кяппесельгской школы, поделилась опытом взаимодействия школы и социума при патриотическом воспитании и реализации общественно значимых проектов.

Елена Макарьева
Елена Макарьева

23 декабря школе исполнится 60 лет. Сейчас в ней учатся 39 учеников, 10 дошколят посещают детсад, работают 15 педагогов. В школе также недавно отремонтировали спортзал, и теперь здесь тренируются не только дети, но и взрослые посещают занятия лечебной физкультурой.

Директор основной школы №19 микрорайона Птицефабрика Петрозаводска Елена Запольских рассказала об условиях, которые созданы в детсаду и школе для ребят отдаленного микрорайона города. Отличительная черта сотрудничества детского сада и школы — общение специалистов между собой и бережная подготовка детей к первому классу. Среди учеников много ребятишек из цыганских семей, которым для успешной социализации уделяют много сил и внимания. Работает в школе 10 постоянных учителей, которые обучают 72 ученика. Многие из них приезжают в школу из Петрозаводска, отдали профессии педагога несколько десятков лет своей жизни. Именно сплоченность и профессионализм коллектива, по мнению директора, помог школе перейти к обучению по федеральным государственным образовательным стандартам.

— Для нас ФГОС —  слово-действие: не говорить о патриотизме, а пойти к ветерану, не говорить об экологии, а дерево посадить!

Зинаида Ефлова (слева) и Елена Запольских
Зинаида Ефлова (слева) и Елена Запольских

Заместитель директора школы №32 Елена Капкова, культорганизатор массовых мероприятий микрорайона Кирпичный завод Иван Телятников и заведующая детсадом №19 Марина Хиноверова рассказали о работе школы в микрорайоне Силикатный завод в форме диалог-доклада.

Рассказ о работе школы в микрорайоне Силикатный завод
Рассказ о работе школы в микрорайоне Силикатный завод

Школа №32 находится в 12 километрах от Петрозаводска, но материально-техническая база здесь ничуть не хуже, чем в городских школах! Есть компьютеры, интерактивные доски, ноутбуки для каждого ученика, изостудия с мольбертами, два спортзала, кабинет труда и 7 тысяч тысяч книг в библиотечном фонде. Сейчас школа находится в состоянии перемен: с сентября ей предложили стать социокультурным центром для всего микрорайона. Для изменения статуса учебного заведения необходима работа с нормативной базой и документами, чем и занята сейчас администрация учебного заведения.

Завершился первый день посещением Шелтозерского вепсского этнографического музея имени Рюрика Лонина. Единственный в России музей, рассказывающий о материальной и духовной культуре вепсов, принял гостей несмотря на поздний час.

В Шелтозерском музее
В Шелтозерском музее

 

День второй

С самого утра он проходил в разъездах. В Пряже гостей встречала заместитель главы администрации Татьяна Сеппянен, в прошлом учитель истории, победитель регионального конкурса «Учитель года Карелии»-1995, лауреат российского конкурса.

Татьяна Сеппянен
Татьяна Сеппянен

— Увидите, что живем нелегко. Никаких наблюдателей ООН здесь не надо, чтобы это понять. Проект, инициатива, грант, поддержка. Эти слова сегодня будут звучать постоянно, — предупредила, принимая гостей в здании бывшей одноэтажной школы, где ныне расположился Молодежный центр, Татьяна Павловна.

Действительно, слова о грантах и поддержке интересных и полезных инициатив звучали во второй день часто, доказывая, что намерения изменить жизнь к лучшему детей, учителей и местных жителей могут быть поддержаны и, что важнее всего, претворены в жизнь.

Татьяна Сеппянен презентовала проект, который получил финансирование Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

— Проект — совокупность идей, желаний и потребностей участников. Главная цель — профилактика и установление гармоничных детско-родительских отношений и профилактика насилия в семье. Фонд, поддерживает органы власти, отдельные учреждения. Проект продлится на территории Пряжинского района с апреля 2017 по сентябрь 2018, его бюджет составит более миллиона рублей. Опекунские или приёмные дети — это 123 семьи. Детдома в районе нет и не было, но есть сложности с семьями, в которых взрослеют подростки.

Этот проект объединит усилия тех, кто работает в молодежном центре. Именно здесь под реализацию проекта закупят необходимое оборудование, здесь же организуют досуг для 15 детей из группы риска и их близкого круга (родственников или друзей). В планах организаторов не только разговоры по душам и чайные посиделки, а тренинги, работа в столярной мастерской, знакомство с музыкальными инструментами, поездки на экскурсии.

В этнокультурном центре Пряжи
В этнокультурном центре Пряжи

Отдельно хочется сказать о каждой инициативе района, но в этот день форума было представлено более десятка таковых! Каждая заслуживает не простого упоминания, а отдельной заметки. Это идеи музея сельхозтехники под открытым небом, выставки керосиновых ламп в этнокультурном центре (экскурсовод заметила, что керосинки по-прежнему выручают — в районе нередко отключается электричество), летних ремесленных лагерей и создание единого сайта-конструктора для Карелии, с помощью которого каждый район республики может создать свой ресурс. Он, кстати, может стать полезным дополнением к курсу «Моя Карелия», который изучают с 2 по 11 класс в школах республики.

 

Школа в Пряже
Школа в Пряже
В Пряжинской школе
В Пряжинской школе

Порадовала встреча в Пряжинской школе, учителя которой рассказывали о работе музея, собственных проектах и задумках, направленных на сбережение памяти и воспитание детей в любви и уважении к Родине. Сад победы, посылки в армию для выпускников школы, активная поисковая деятельность в розыске родственников погибших бойцов — всё это о Пряжинской школе, которая за годы участия в ассоциации Сельских школ Карелии перестроила свою работу и стала более открытой системой, объединяющей детей, родителей и более старшее поколение поселка.

Завершился второй день форума поездкой в Ведлозеро, где самые стойкие участники форума посетили Дом карельского языка. За чаем с пирогами и калитками (угощение калитками и пирогами — ритуал, который соблюли все принимающие школы и центры), в быстро надвигающихся сумерках подводили итоги почти двухдневного вояжа.

Гости отмечали радушие и целеустремленность жителей. Казалось, что все увиденное — не просто опыт, а выбор каждого поселения, учебного заведения, часто отдельно взятого лидера, который можно применить не только в нашей республике, но и расширить до масштабов страны. Ресурсы, оказывается, есть и в наше непростое время.

Строительство Дома карельского языка на народные деньги, где готовы принять и обогреть взрослых, детей, гостей и местных, дает надежду, что у деревень, сел и поселков есть будущее. Стоит только поверить в это и сделать первый шаг. В самом Ведлозере есть двухэтажная каменная школа, в которой сегодня учатся дети села и окрестных деревень. Это значит, что у села есть будущее, о котором мечтают абсолютно все участники форума не только из Карелии, но из десяти регионов России.

 

 

Прямая речь

Марина Гурьянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования:

 

Марина Петровна Гурьянова (справа)
Марина Петровна Гурьянова (справа)

— Форум в Карелии называю эмоциональным потрясением, целебным напитком, высшим пилотажем содержания при внешней скромности, сдержанности его организаторов. Трудно сказать, какой из социокультурных объектов более достоин высокой оценки. Все были на высоте. Был единый оркестр тружеников. Поразила гармонизация деятельности структур, глубина осознания социально-педагогических идей разнородными учреждениями.

Выражаю искреннюю благодарность организаторам форума за высокий научно-организационный, культурный уровень его проведения, предоставленную возможность знакомства с лучшими социально-педагогическими практиками в Прионежском и Пряжинском районах.

Форум собрал единомышленников, глубоко заинтересованных в развитии социальной педагогики, в решении проблем детства, семьи и воспитания. Он прошёл в атмосфере высокого духовного подъёма, продуктивного сотворчества его участников-единомышленников и энтузиастов. Это стало возможным благодаря колоссальной подготовительной работе организаторов.

 

Алексей Алексеев, заслуженный работник сельского хозяйства РФ, профессор, Ярославль

 

Алексей Алексеевич Алексеев (справа)
Алексей Алексеевич Алексеев (справа)

— Музейная педагогика и агрокультура сельских территорий национальных муниципальных образований Республики Карелия наглядно убеждают в том, что если мы поведем соборную борьбу за возрождение крестьянских ценностей и агроэкологическую культуру землепользования, рыболовства, за социально ориентированное моделирование эффективного сельского образовательного пространства в поселениях, то в стране меньше будет грязи и мусорных свалок, захламленных берегов речек и озер, обочин дорог.

В глазах сельского сообщества возрастет уважение к вечной профессии кормильцев России, осознание на примерах сельских поселений Карелии жизненной необходимости сохранения и развития инфраструктуры и социокультурной жизни малых городов и сел, возможностей для создания эффективного и комфортного образовательного пространства на территории российских сельских поселений, которые увидели участники мобильной группы форума в Республике Карелия.

Благодарю всех организаторов за содержательное и интересное проведение мобильного форума в Петрозаводске. Жизнь села – в руках живущих!

 

Ольга Клюшникова и Наталья Кондрашова, отдел образования Нижегородской области Перевозского района:

— Межрегиональный мобильный форум имел для нас огромную практическую ценность. Убеждены, что подобные мероприятия по обмену практическим опытом гораздо эффективнее теоретизированных конференций и форумов. Спасибо организаторам за возможность познакомиться с отзывчивыми, неравнодушными людьми, их опытом работы.

 

Цифры и факты:

  • Форум проходил с 27 по 29 октября. Основная его цель  – обеспечение и совершенствование взаимодействия науки и практики в развитии территорий через актуализацию социально-педагогических ресурсов местного сообщества.
  • В событиях форума приняли участие более 300 человек — учёных, представителей власти регионального, муниципального уровней и местного управления; работников науки, образования и культуры; жителей городов и посёлков; взрослых, молодежи и детей.
  • Участники мобильной группы представляли 10 регионов РФ: это Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ярославская область, Нижегородская область, Курганская область, Орловская область, Калужская область, Вологодская область, а также 8 муниципальных районов Республики Карелия — Лахденпохский, Пряжинский, Прионежский, Муезерский, Олонецкий, Беломорский, Кондопожский, Медвежьегорский и Петрозаводск.

Базой форума стали Петрозаводский государственный университет, Прионежский муниципальный район, Пряжинский национальный муниципальный район?

В оргкомитете форума работали представители этих организаций, а также Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (Москва), ЗС РК, Минобразования РК, Минкульта РК, Миннаца РК, Карельского института развития образования, Ассоциации СММкШ РК. 

Основную организационную нагрузку взяли на себя Институт педагогики и психологии ПетрГУ (лаборатория теории и практики развития сельской школы ИПП ПетрГУ) и администрация Пряжинского района. 

Фото Марии Голубевой

  • Зинаида Ефлова

    Благодарю Марию Голубеву за обстоятельную, а главное, такую неравнодушную статью. Добавлю, что организаторами всего состоявшегося были Петрозаводский государственный университет, Прионежский муниципальный район, Пряжинский национальный муниципальный район. Такое объединение ресурсов — человеческих, научных, материально-технических… — не частое явление.
    В Оргкомитете форума, конечно, работали представители этих организаций, а также — Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (Москва), Законодательного Собрания РК, Министерства образования, Министерства культуры, Министерства национальной политики РК, Карельского института развития образования, Ассоциации СММкШ РК.
    Основную организационную нагрузку взяли на себя Институт педагогики и психологии ПетрГУ (лаборатория теории и практики развития сельской школы ИПП ПетрГУ) и администрация Пряжинского района. В общем, объединились здесь многие… Делать вместе — это вполне реально, если захотим!