В петрозаводском Парке культуры и чтения прошли встреча и автограф-сессия с Холли Вебб – автором более 120 детских книг. «Лицей» встретился с британской писательницей и задал ей вопросы о воспитании, детской фантазии, о том, стоит ли разделять книги для мальчиков и девочек.
О том, насколько книги Холли Вебб популярны в России, лаконично сказала девочка на встрече в Санкт-Петербурге. Подойдя к любимой писательнице на автограф-сессии, она обронила скромно:
— Вы лучше, чем Пушкин.
— Мне кажется, говорить такое в Санкт-Петербурге опасно, — смеётся Холли, вспоминая об этом уже в Петрозаводске. На ней яркая красная кофта с принтом таксы, длинная чёрная юбка и скромные туфли-лодочки. Всё выдаёт детского писателя – человека скромного, при этом открытого жизни, с ещё живым ощущением того, каково быть ребёнком.
…На встречу с автором карельские дети в сопровождении мам и пап приходят чуть ли не за два часа, чтобы занять место. Некоторые родители ещё только ищут книгу, чтобы купить и поскорее получить автограф, обращаясь к продавцам-консультантам за помощью с фразой: «Ну, там щенок должен быть на обложке». Вот только проблема в том, что большинство книг Холли Вебб – о котятах и щенятах, и найти одну, с тем самым щенком, не так просто.
Мы побеседовали с Холли перед ее встречей с детьми и родителями — собралось более 600 человек!
– У меня у самой в детстве было много домашних животных, поэтому мне так нравится о них писать, – рассказывает Холли. – Очень важно, чтобы ребёнок через детскую литературу впитывал какие-то идеи, но чтобы книга не была назидательной. Мне хочется думать, что дети, читающие мои книги, понимают, что нужно заботиться о природе и сохранять мир таким, какой он есть, – для будущих поколений. У меня есть серия книг, действие которых происходит в Венеции – реальном городе, в котором поднимается уровень воды. Конечно, в книгах всё преувеличено, но ведь ребёнок всё равно понимает, насколько хрупок этот город и как важно его беречь.
Еще Холли пишет о волшебстве, во многом опираясь на фольклорные традиции. Одна из её серий целиком основана на английских сказках о феях. Заниматься исследованиями, как признаётся писательница, ей очень понравилось.
– В волшебство хочется верить всем, даже тем, кто предпочитает читать истории без сказочных мотивов. Но ведь ребёнок, знакомый с фольклором, всегда сможет выстраивать собственные истории по уже знакомым моделям. Мне кажется, в России, и особенно в Карелии, это очень ярко выражено. К тому же любому человеку, даже взрослому, нужен другой мир, в который можно уйти, чтобы отдохнуть от приевшейся рутины. И фантазия – отличный способ этот мир найти.
«Мир, в котором мы выросли, сильно отличается от того, в котором растут наши дети»
– Как родители могут помочь детям развить фантазию?
– Это очень интересный вопрос! Обычно спрашивают, как родителям заставить ребёнка читать, но такой подход мне нравится больше. Не уверена, что в России это популярно, но в Великобритании и Ирландии в последнее время детям покупают «волшебные дверцы» – маленькие игрушки, которые можно вставить, например, в дерево и создать впечатление, будто они ведут в другой мир. Это очень мотивирует детей фантазировать – ведь кто знает, сколько миров может прятаться за этой дверью?
А ещё, когда большую часть времени проводишь в сельской местности и по-настоящему видишь природу, проводишь время среди деревьев, животных и растений, можно увидеть волшебство даже в простом пейзаже. Так что проводить время на свежем воздухе – тоже отличный способ стимулировать воображение.
– А стоит ли родителям заставлять детей читать?
– Нет. Гораздо лучше, если родители читают вместе с ребёнком. Если ребёнок не хочет, можно читать ему вслух. Многие думают: «Ну, моему сыну уже девять, я не буду читать ему, он ведь уже не маленький», но едва ли наступает момент, когда это нужно прекращать.
Когда родители любят читать и придают книгам огромную ценность, дети это прекрасно видят. А если их заставляют читать, говорят, например: «Прочти 20 страниц этой книги», то о какой ценности может идти речь? А если вы читаете вместе, это всегда интересный и приятный опыт. Правда, некоторым родителям часто надоедает читать одни и те же книги. Мне остаётся лишь надеяться, что если такое происходит с моими историями, им хотя бы не так скучно! (Смеётся)
– Но дети сейчас вообще не стремятся читать. Комиксы и компьютерные игры увлекают их куда больше, многие родители из-за этого переживают…
– Ребёнок, если захочет, сможет после графического романа или комикса перейти на книгу. Почему нет? Если говорить о фантазии, способности думать, размышлять, воображать, то дети всё равно воспринимают информацию, даже когда читают комиксы или играют в компьютерные игры – например, когда хотят увидеть другую концовку.
Другой вопрос, что родителям очень сложно балансировать: мир, в котором мы выросли, сильно отличается от того, в котором растут наши дети. Большой выбор игр, социальные сети, гаджеты – всё это вызывает трудности, ведь мы просто не знаем, как нужно воспитывать, где искать баланс. Иногда мне даже интересно, не пытаюсь ли я воспроизвести собственное детство для своих детей (у Холли три ребёнка: старшему почти 14, двум младшим по 11. – А.Г.) , а это не всегда правильно.
– Стоит ли разделять книги для мальчиков и девочек?
– Зачем? Мне кажется, книги должны быть общими для всех. Конечно, это важно для продаж, ведь продать девочке книгу будет гораздо проще, если её напечатают в розовой обложке. Убежденность, что мальчики читают о мальчиках, девочки читают о девочках, исходит от родителей. Когда я ездила на Мальту, одна мама написала мне на почту, что её 7-летний сын не читает истории о девочках. Но разве может 7-летний ребёнок сознательно принять такое решение? Девочки постоянно читают о мальчиках, чем мальчики хуже?
Кстати, я написала специальную серию книг для своего старшего сына – через три месяца ему исполнится 14. Он жаловался, что мои главные персонажи – всегда девчонки. «Почему ты не пишешь о мальчиках? У тебя же три сына!» Ну, потому что о девочках я, очевидно, знаю больше! (Смеётся)
Мне кажется, мы скоро пройдём через эту стадию – по крайней мере мне хочется на это надеяться. Мои книги точно не пишутся только для девочек или мальчиков, они просто для детей.
«Если я добрался до следующей картинки, это уже достижение»
– Сейчас стали выпускать просто иллюстрированные альбомы, в которых «всё понятно без слов».
– Отлично! Ведь это позволяет ребёнку создать собственную историю, использовать своё воображение, опыт, даже словарный запас. Если читать такую книгу вместе с родителем, можно каждый раз создавать что-то новое.
– А вообще, какую роль иллюстрации играют в книге? Или детям просто нравится смотреть на красивые картинки?
– Не только. Многие дети через рисунки понимают, о чём говорилось в тексте. Это особенно важно, если ребёнок только учится читать и ещё многого не разбирает. Так что роль, которую иллюстрации играют в книгах, огромна. К слову, в Великобритании сейчас разворачиваются целые кампании за то, чтобы иллюстраторам больше платили, и чтобы их имена печатали на обложках книг. Нынешний детский лауреат (человек, который в течение двух лет занимается продвижением детской литературы по всей стране. – А.Г.) Крис Ридделл больше известен как художник, а не как писатель, и рисует он просто замечательно. Его книги есть и в России – я видела их в Москве.
– Ну и последний вопрос: кто ваш самый жестокий критик?
– Наверное, сами дети. Я получаю много писем с предложениями, а иногда даже жалобами, но это здорово! Они высказывают свои мысли, предлагают мне варианты развития сюжета. Если ребёнка это задело, значит, история действительно удалась. Значит, прочитав, он стал думать, фантазировать. Они спрашивают: «Почему вы не сделали этого?» или «Было бы гораздо лучше, если бы вы сделали вот так». И это хорошо, что они хотели бы увидеть другое развитие истории. Это значит, что сюжет им важен, а поэтому я не расстраиваюсь даже из-за недовольных писем.
Фото Юлии Бараевой