В ходе своей профессиональной повседневной деятельности учитель может столкнуться с разного рода педагогическими затруднениями.
Под педагогическим затруднением мы будем понимать педагогическую задачу, которая требует разрешения, так как она тормозит процесс обучения, воспитания и развития учащихся.
Для разрешения этих затруднений необходимо осуществлять педагогическую диагностику. Диагностике и самодиагностике можно научить, в том числе и в ходе заседаний педагогического совета школы.
Педсовет «Подходы к реализации работы с педагогическими затруднениями»
Цель педсовета: оказать методическую помощь учителям, имеющим затруднения в деятельности.
Задачи педсовета:
1) Выявить наиболее характерные для данного коллектива педагогические затруднения.
2) Разработать различные алгоритмы диагностики и самодиагностики педагогических затруднений; определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.
Функции педсовета: обобщающе-диагностические, развивающие, обучающие, индивидуально-формирующие.
Технология локально-модульная.
Этапы проведения педагогического совета
Подготовительный этап
Деятельность учителя одна из самых специфических. Специфика ее состоит в том, что, во-первых, она является составной частью процесса обучения, во-вторых, результаты учительской деятельности оцениваются по тем знаниям, которые получают наши ученики, т.е. через успешность деятельности других людей.
На подготовительном этапе выявляются противоречия между потенциальными возможностями учителя и результатами обучения, которые он получает. Преодолеть эти противоречия частично возможно за счет повышения уровня педагогического мастерства учителя. Выявить его текущий уровень позволяют различные средства педагогической диагностики: посещение уроков, анкетирование, срезы знаний, собеседования и другие процедуры.
По их результатам выделяется группа учителей, испытывающих те или иные затруднения в деятельности. Одним из средств мониторинга педагогических затруднений является самодиагностика. Для ее проведения была составлена анкета «Педагогические затруднения». При подготовке к педсовету анкету можно раздать всем учителям школы или выборочно (на усмотрение администрации школы).
Анкета «Педагогические затруднения»
Уважаемые коллеги! Для организации работы педагогического совета просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Педагогические затруднения | Испытываете ли Вы данное затруднение | |||
Да | Нет | Почти всегда | Иногда | |
1. При составлении плана урока. | ||||
2. При выборе приемов объяснения нового материала. | ||||
3. При выстраивании логики урока. | ||||
4. При адаптации содержания урока к особенностям класса. | ||||
5. При организации игровых моментов на уроке. | ||||
6. При проведении самоанализа урока. | ||||
7. При установлении дисциплины учащихся на уроке. | ||||
8. Любой другой аспект урока, вызывающий затруднение (указать какой). |
Укажите обсуждение каких затруднений для Вас наиболее значимо.
Организационная работа с учителями-экспертами
Для проведения педсовета необходимо определить группу учителей-экспертов. Это наиболее опытные и успешные педагоги школы, иными словами, самые уважаемые и авторитетные в профессиональном плане учителя, которые есть в любой школе.
Для их определения можно использовать следующие критерии успешности учителей, предлагаемые Лизинским В.М. и Левитом М.В. (авторы предлагают три группы успешности, приведем требования к первой группе).
— 100% успеваемость и качество не ниже 80%.
— успешно, с точки зрения коллег и администрации, руководит школьным предметным методическим объединением, кафедрой, научно-исследовательской лабораторией;
— активно участвует в работе проблемной, научно-исследовательской группы;
— успешно, с точки зрения учащихся, ведет факультатив, секцию, кружок, исследовательский коллектив, клуб; признана успешной организация творческой, познавательной, исследовательской деятельности учащихся при предметном кабинете.
— успешно проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету (уровень успешности определяется участниками открытых мероприятий по 10-бальной шкале и должен составлять не менее 8 баллов);
— успешно выполняет обязанности педагога-наставника, оказывая помощь начинающим учителям;
— зафиксирован факт общественной значимости и общественного признания педагогического опыта педагога;
— педагогический работник награжден правительственной или отраслевой наградой за профессиональные достижения.
Задачи группы экспертов:
— обобщить вместе с администрацией школы результаты опроса учителей;
— отобрать те затруднения, которые встречаются в разделе «да» и «почти всегда» в анкете;
— ранжировать отобранные затруднения;
— выявить эффективные педагогические приемы, методы, средства, которыми лично они пользуются в ситуациях, вызывающих затруднения педагогов.
Из опыта проведения педсовета
После анализа затруднений, выявленных при работе с анкетами, учителя–эксперты ранжировали их. Наибольший ранг получили педагогические затруднения, связанные с составлением плана урока, выбором приемов объяснения нового материала, организацией игровых моментов и групповой работой на уроке.
На предстоящий педагогический совет решено было вынести только первый вопрос.
Объяснялось это так: если план урока составлен правильно, с учетом всех предъявляемых к нему требованиям, то
— сразу определяется цель и задачи урока;
— выстраивается его логика;
— определяются содержание, объем, приемы учебной деятельности;
— решаются вопросы дисциплины, потому что дети понимают, что делать, как, с какой целью, какие результаты надо получить, т.е. они становятся соавторами урока;
— определяется из контекста плана роль учителя («солист» или «дирижер»);
— на уровне планирования сразу можно адаптировать урок с учетом особенностей не только конкретного класса, но даже конкретного ребенка.
На этом подготовительный этап был завершен.
Заседание педсовета
1) Ведущий педагогического совета объявляет тему педсовета и предоставляет слово заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который вместе с учителями-экспертами готовил данный педсовет.
2) Завуч знакомит учителей с идеей педсовета. Он подчеркивает, что проблема педагогических затруднений не «спущена» сверху, а отражает потребности конкретной группы учителей школы, информирует участников педсовета о результатах работы экспертной группы и затруднениях, которые будут обсуждаться в рамках педсовета.
3) На доске вывешивается плакат, на котором в рейтинговой последовательности выписанные затруднения.
Для удобства работы учителям выдаются бланки следующей формы форме.
Затруднение | Возможные способы выхода из затруднений |
Эти бланки самостоятельно заполняются учителями в ходе педсовета.
4) Ведущий педсовета объясняет правила игры.
a) Участники педсовета рассаживаются так, в середине располагаются учителя, слева и справа от них – эксперты;
b) после того, как назван вопрос, предлагаемый к обсуждению, ведущий называет имя и отчество эксперта, который начинает свой ответ словами: «Я делаю так …». Каждому эксперту на ответ дается не более 5-и минут.
Из опыта проведения педагогического совета
Ведущий: По итогам ранжирования педагогических затруднений наиболее сложной проблемой является подготовка к составлению плана урока. Сейчас я попрошу экспертов высказаться по этому поводу. Пожалуйста, Людмила Алексеевна.
Людмила Алексеевна (учитель истории): Я делаю так. Я ни когда не пишу план одного урока. Я пишу планы уроков на всю тему сразу. Это позволяет мне
— выделить основную линию темы;
— расставить акценты каждого урока;
— оценить, какого ученика и на каком уроке я могу спросить;
— определить форму урока и виды работ, чтобы уроки не были похожи один на другой как близнецы.
Кроме того, я для себя определяю тот допустимый минимум, который должны получить на уроке учащиеся. Ниже этого минимума «планка» урока упасть не должна. Определяю, что нужно записать в тетрадь, какие таблицы составить, какие контурные карты заполнить, какой дополнительный материал можно дать по этой теме. И каждый раз я обязательно вместе с учениками подвожу итог урока, фиксирую, что нового мы узнали, а следующий урок начинаю со слов: «На прошлом уроке мы узнали …». Сначала повторяю коротко, а потом приступаю к новому уроку.
Валентина Ивановна (учитель математики). Я делаю так. Я всегда пишу план только на один урок. Так мне удобнее, но я обязательно просматриваю в учебнике весь материал темы, хотя работаю в школе уже 30 лет. Это нужно для того чтобы спрогнозировать, как поймут этот материал мои нынешние ученики. Следует продумать, что нужно выделить в тексте параграфа, какие задания предлагаются, как эти задания перекликаются с теми, что есть в экзаменационных сборниках, если класс выпускной. Далее я составляю опорный конспект, который должен быть полностью отражен в тетрадях учащихся.
После этого нужно продумать последовательность упражнений и задач, понять, с какой целью они нужны в контексте именно этого урока; кто его будет выполнять (я, ученик на доске, все ученики самостоятельно на местах, в группах или по вариантам т.д.). Каждое следующее упражнение должно отличаться от предыдущего, отражать какой-то новый аспект изучаемой темы, но все они направлены на достижение цели урока.
Перед тем как приступить к созданию плана следующего урока, обязательно анализирую предыдущий. Что удалось сделать хорошо? Что не успела сделать? Были ли у учеников затруднения? Чем они были вызваны? Почему я их не предусмотрела, готовя план прошедшего урока?
И еще одно слово о цели урока. Я всегда пишу в планах цель урока, и всегда спрашиваю у ребят: «Если тема у нас такая, то как бы вы сформулировали цель вашей деятельности?» И всегда подвожу итог урока именно с позиции анализа поставленных целей.
Резюме ведущего педсовета
Таким образом, по данному вопросу выступают эксперты один за другим. Ведущий следит за ситуацией, задавая экспертам вопросы: «Есть еще желающие ответить на этот вопрос?» «Кто хочет дополнить?» и т.п. Как показала практика, 3-4-х ответов бывает достаточно для выявления возможных способов выхода из затруднения.
Учителя могут вести краткие протоколы ответов экспертов в розданных бланках, в своих тетрадях, просто слушать.
Учителя могут задавать экспертам вопросы на уточнение и понимание. После выступления экспертов ведущий объявляет следующий вопрос, и работа продолжается по описанному выше алгоритму.
Оценка работы педсовета
Попробуем оценить этот педсовет с нескольких позиций.
Во-первых, с позиции поставленной цели: оказать методическую помощи учителям, имеющим затруднения в деятельности.
Цель была достигнута, а результаты педсовета превзошли все ожидания. Создалась такая атмосфера сопричастности и взаимопонимания, что после официального окончания работы педсовета учителя еще длительное время обсуждали с экспертами интересующие их вопросы.
Во-вторых, этот педсовет проходил без явного участия администрации, главными действующими лицами были учителя. Активная форма работы учителей, их желание, с одной стороны, помочь коллегам, с другой, поучиться у них, сделали этот педсовет нестандартным, творческим и плодотворным.
В-третьих, каждый учитель обогатил свой профессиональный арсенал. Причем он был свободен в своем выборе, имея возможность выбрать то, что ближе ему по стилю, по духу, по видению своего предмета.
В-четвертых, учителя-эксперты при подготовке педсовета провели рефлексию, которая, несомненно, способствовала их поднятию на следующую ступень творчества.
В-пятых, администрация имела возможность оценить объем и разнообразие базы педагогического мастерства учителей школы.
Иными словами, данный педсовет был интересен и полезен всем.