В ходе своей профессиональной повседневной деятельности учитель может столкнуться с разного рода педагогическими затруднениями.
Под педагогическим затруднением мы будем понимать педагогическую задачу, которая требует разрешения, так как она тормозит процесс обучения, воспитания и развития учащихся.
Для разрешения этих затруднений необходимо осуществлять педагогическую диагностику. Диагностике и самодиагностике можно научить, в том числе и в ходе заседаний педагогического совета школы.
Педсовет «Подходы к реализации работы с педагогическими затруднениями»
Цель педсовета: оказать методическую помощь учителям, имеющим затруднения в деятельности.
Задачи педсовета:
1) Выявить наиболее характерные для данного коллектива педагогические затруднения.
2) Разработать различные алгоритмы диагностики и самодиагностики педагогических затруднений; определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.
Функции педсовета: обобщающе-диагностические, развивающие, обучающие, индивидуально-формирующие.
Технология локально-модульная.
Этапы проведения педагогического совета
Подготовительный этап
Деятельность учителя одна из самых специфических. Специфика ее состоит в том, что, во-первых, она является составной частью процесса обучения, во-вторых, результаты учительской деятельности оцениваются по тем знаниям, которые получают наши ученики, т.е. через успешность деятельности других людей.
На подготовительном этапе выявляются противоречия между потенциальными возможностями учителя и результатами обучения, которые он получает. Преодолеть эти противоречия частично возможно за счет повышения уровня педагогического мастерства учителя. Выявить его текущий уровень позволяют различные средства педагогической диагностики: посещение уроков, анкетирование, срезы знаний, собеседования и другие процедуры.
По их результатам выделяется группа учителей, испытывающих те или иные затруднения в деятельности. Одним из средств мониторинга педагогических затруднений является самодиагностика. Для ее проведения была составлена анкета «Педагогические затруднения». При подготовке к педсовету анкету можно раздать всем учителям школы или выборочно (на усмотрение администрации школы).
Анкета «Педагогические затруднения»
Уважаемые коллеги! Для организации работы педагогического совета просим Вас ответить на вопросы анкеты.
| Педагогические затруднения | Испытываете ли Вы данное затруднение | |||
| Да | Нет | Почти всегда | Иногда | |
| 1. При составлении плана урока. | ||||
| 2. При выборе приемов объяснения нового материала. | ||||
| 3. При выстраивании логики урока. | ||||
| 4. При адаптации содержания урока к особенностям класса. | ||||
| 5. При организации игровых моментов на уроке. | ||||
| 6. При проведении самоанализа урока. | ||||
| 7. При установлении дисциплины учащихся на уроке. | ||||
| 8. Любой другой аспект урока, вызывающий затруднение (указать какой). |
Укажите обсуждение каких затруднений для Вас наиболее значимо.
Организационная работа с учителями-экспертами
Для проведения педсовета необходимо определить группу учителей-экспертов. Это наиболее опытные и успешные педагоги школы, иными словами, самые уважаемые и авторитетные в профессиональном плане учителя, которые есть в любой школе.
Для их определения можно использовать следующие критерии успешности учителей, предлагаемые Лизинским В.М. и Левитом М.В. (авторы предлагают три группы успешности, приведем требования к первой группе).
— 100% успеваемость и качество не ниже 80%.
— успешно, с точки зрения коллег и администрации, руководит школьным предметным методическим объединением, кафедрой, научно-исследовательской лабораторией;
— активно участвует в работе проблемной, научно-исследовательской группы;
— успешно, с точки зрения учащихся, ведет факультатив, секцию, кружок, исследовательский коллектив, клуб; признана успешной организация творческой, познавательной, исследовательской деятельности учащихся при предметном кабинете.
— успешно проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету (уровень успешности определяется участниками открытых мероприятий по 10-бальной шкале и должен составлять не менее 8 баллов);
— успешно выполняет обязанности педагога-наставника, оказывая помощь начинающим учителям;
— зафиксирован факт общественной значимости и общественного признания педагогического опыта педагога;
— педагогический работник награжден правительственной или отраслевой наградой за профессиональные достижения.
Задачи группы экспертов:
— обобщить вместе с администрацией школы результаты опроса учителей;
— отобрать те затруднения, которые встречаются в разделе «да» и «почти всегда» в анкете;
— ранжировать отобранные затруднения;
— выявить эффективные педагогические приемы, методы, средства, которыми лично они пользуются в ситуациях, вызывающих затруднения педагогов.
Из опыта проведения педсовета
После анализа затруднений, выявленных при работе с анкетами, учителя–эксперты ранжировали их. Наибольший ранг получили педагогические затруднения, связанные с составлением плана урока, выбором приемов объяснения нового материала, организацией игровых моментов и групповой работой на уроке.
На предстоящий педагогический совет решено было вынести только первый вопрос.
Объяснялось это так: если план урока составлен правильно, с учетом всех предъявляемых к нему требованиям, то
— сразу определяется цель и задачи урока;
— выстраивается его логика;
— определяются содержание, объем, приемы учебной деятельности;
— решаются вопросы дисциплины, потому что дети понимают, что делать, как, с какой целью, какие результаты надо получить, т.е. они становятся соавторами урока;
— определяется из контекста плана роль учителя («солист» или «дирижер»);
— на уровне планирования сразу можно адаптировать урок с учетом особенностей не только конкретного класса, но даже конкретного ребенка.
На этом подготовительный этап был завершен.
Заседание педсовета
1) Ведущий педагогического совета объявляет тему педсовета и предоставляет слово заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе, который вместе с учителями-экспертами готовил данный педсовет.
2) Завуч знакомит учителей с идеей педсовета. Он подчеркивает, что проблема педагогических затруднений не «спущена» сверху, а отражает потребности конкретной группы учителей школы, информирует участников педсовета о результатах работы экспертной группы и затруднениях, которые будут обсуждаться в рамках педсовета.
3) На доске вывешивается плакат, на котором в рейтинговой последовательности выписанные затруднения.
Для удобства работы учителям выдаются бланки следующей формы форме.
| Затруднение | Возможные способы выхода из затруднений |
Эти бланки самостоятельно заполняются учителями в ходе педсовета.
4) Ведущий педсовета объясняет правила игры.
a) Участники педсовета рассаживаются так, в середине располагаются учителя, слева и справа от них – эксперты;
b) после того, как назван вопрос, предлагаемый к обсуждению, ведущий называет имя и отчество эксперта, который начинает свой ответ словами: «Я делаю так …». Каждому эксперту на ответ дается не более 5-и минут.
Из опыта проведения педагогического совета
Ведущий: По итогам ранжирования педагогических затруднений наиболее сложной проблемой является подготовка к составлению плана урока. Сейчас я попрошу экспертов высказаться по этому поводу. Пожалуйста, Людмила Алексеевна.
Людмила Алексеевна (учитель истории): Я делаю так. Я ни когда не пишу план одного урока. Я пишу планы уроков на всю тему сразу. Это позволяет мне
— выделить основную линию темы;
— расставить акценты каждого урока;
— оценить, какого ученика и на каком уроке я могу спросить;
— определить форму урока и виды работ, чтобы уроки не были похожи один на другой как близнецы.
Кроме того, я для себя определяю тот допустимый минимум, который должны получить на уроке учащиеся. Ниже этого минимума «планка» урока упасть не должна. Определяю, что нужно записать в тетрадь, какие таблицы составить, какие контурные карты заполнить, какой дополнительный материал можно дать по этой теме. И каждый раз я обязательно вместе с учениками подвожу итог урока, фиксирую, что нового мы узнали, а следующий урок начинаю со слов: «На прошлом уроке мы узнали …». Сначала повторяю коротко, а потом приступаю к новому уроку.
Валентина Ивановна (учитель математики). Я делаю так. Я всегда пишу план только на один урок. Так мне удобнее, но я обязательно просматриваю в учебнике весь материал темы, хотя работаю в школе уже 30 лет. Это нужно для того чтобы спрогнозировать, как поймут этот материал мои нынешние ученики. Следует продумать, что нужно выделить в тексте параграфа, какие задания предлагаются, как эти задания перекликаются с теми, что есть в экзаменационных сборниках, если класс выпускной. Далее я составляю опорный конспект, который должен быть полностью отражен в тетрадях учащихся.
После этого нужно продумать последовательность упражнений и задач, понять, с какой целью они нужны в контексте именно этого урока; кто его будет выполнять (я, ученик на доске, все ученики самостоятельно на местах, в группах или по вариантам т.д.). Каждое следующее упражнение должно отличаться от предыдущего, отражать какой-то новый аспект изучаемой темы, но все они направлены на достижение цели урока.
Перед тем как приступить к созданию плана следующего урока, обязательно анализирую предыдущий. Что удалось сделать хорошо? Что не успела сделать? Были ли у учеников затруднения? Чем они были вызваны? Почему я их не предусмотрела, готовя план прошедшего урока?
И еще одно слово о цели урока. Я всегда пишу в планах цель урока, и всегда спрашиваю у ребят: «Если тема у нас такая, то как бы вы сформулировали цель вашей деятельности?» И всегда подвожу итог урока именно с позиции анализа поставленных целей.
Резюме ведущего педсовета
Таким образом, по данному вопросу выступают эксперты один за другим. Ведущий следит за ситуацией, задавая экспертам вопросы: «Есть еще желающие ответить на этот вопрос?» «Кто хочет дополнить?» и т.п. Как показала практика, 3-4-х ответов бывает достаточно для выявления возможных способов выхода из затруднения.
Учителя могут вести краткие протоколы ответов экспертов в розданных бланках, в своих тетрадях, просто слушать.
Учителя могут задавать экспертам вопросы на уточнение и понимание. После выступления экспертов ведущий объявляет следующий вопрос, и работа продолжается по описанному выше алгоритму.
Оценка работы педсовета
Попробуем оценить этот педсовет с нескольких позиций.
Во-первых, с позиции поставленной цели: оказать методическую помощи учителям, имеющим затруднения в деятельности.
Цель была достигнута, а результаты педсовета превзошли все ожидания. Создалась такая атмосфера сопричастности и взаимопонимания, что после официального окончания работы педсовета учителя еще длительное время обсуждали с экспертами интересующие их вопросы.
Во-вторых, этот педсовет проходил без явного участия администрации, главными действующими лицами были учителя. Активная форма работы учителей, их желание, с одной стороны, помочь коллегам, с другой, поучиться у них, сделали этот педсовет нестандартным, творческим и плодотворным.
В-третьих, каждый учитель обогатил свой профессиональный арсенал. Причем он был свободен в своем выборе, имея возможность выбрать то, что ближе ему по стилю, по духу, по видению своего предмета.
В-четвертых, учителя-эксперты при подготовке педсовета провели рефлексию, которая, несомненно, способствовала их поднятию на следующую ступень творчества.
В-пятых, администрация имела возможность оценить объем и разнообразие базы педагогического мастерства учителей школы.
Иными словами, данный педсовет был интересен и полезен всем.

