дополнительное образование, ИКТ и дистанционное обучение, образовательная среда, ОТСМ-ТРИЗ педагогика, ПОЛЁТ (научно-педагогический вестник), проблемы дистанта

Каникулы в дистанте-3

Новогодние конкурсы на дистанционных сайтах

 3. Конкурс сочинителей

сугроб как белая медведица
сугроб как белая медведица

«Зимой на земле лежит белая медведица», — пишет в форуме загадок Марат. И картинку ставит сам. По-моему, очень подходящая картинка.

Загадки-сравнения, загадки-метафоры, скороговорки, небылицы и сказки – все про зиму и Новый год. На новогоднем курсе конкурс новогоднего сочинительства.

Курс «Сам себе сочинитель» я придумала давно. У нас на площадках как раз случился бум на исследования по синтезу малых форм: загадок, пословиц, небылиц, скороговорок…

Полный цикл исследования выглядит так:

•    собирается копилка (например, копилка скороговорок);

•    выявляется функция (для чего нужна скороговорка? – чтобы отрабатывать произношение трудных звукосочетаний, делая тем самым нашу речь чище);

•    делается классификация (выясняем, что скороговорки различаются по сочетаниям звуков, которые надо отработать, и по темам);

•    строится модель (текст будет скороговоркой если 1) есть повторяющиеся сочетания звуков и 2) она выражает законченную мысль, т.е. является предложением),

•    собираются при необходимости дополнительные копилки (например, копилка слов, в которых есть  -сн-: снег, снегурочка, снотворное, снадобье, косный, красный, прекрасный);

•     копилка проверяется на наличие всех частей речи – как иначе составить предложение?

И дальше – пожалуйста, придумывайте свои скороговорки, на здоровье.

Детский курс «Сам себе сочинитель» сперва изучали в основном учителя. Это вообще частый случай – учителя хорошо изучают методику, пользуясь детскими курсами.

Потом туда стали потихоньку приходить дети. Однако получалось всё как-то вяло, и я уже стала думать, что курс не работает. Но в прошлом году начали заниматься там ребята из карельского города Питкяранта. Научились делать загадки, сделали свои маленькие книжки. А в этом году на сайте площадок на «Сочинителей» пришел интернат №4 г. Тольятти. Оказалось, что курс все-таки работает, если правильно работает куратор-учитель, который руководит дистантом на месте. Коллеги из Тольятти по скайпу рассказывали мне, как поступает Екатерина Юлиановна, если дети пишут сказку без сюжета. Возмущается: «Позор на мою седую голову, иди, читай дистанционную лекцию внимательно!» И внимательное чтение лекции приносит, оказывается, свои плоды. Собственно, на новогодних конкурсах мы эти плоды пожинали.

В конкурсе сочинительства были следующие разделы:

•    Новогодние загадки,

•    Морозные скороговорки,

•    Сказка 2012 года.

Позже на сайте площадок я открыла еще форум небылиц – для тех, кто уже все конкурсные задания решил и сидел без дела.  И, конечно, сделала под него раздел на курсе «Сам себе сочинитель», чтобы можно было сперва научиться, а потом уже сочинить зимнюю небылицу для конкурса. Сперва научиться – обязательное условие дистанционных конкурсов.

Последнее задание было – сделать из своих работ книжку-презентацию. Его почти никто не выполнил – как оказалось, люди, умеющие делать презентации и люди, умеющие сочинять – это у нас пока разные люди. Ну ничего, все впереди.

Новогодние загадки

Самое простое – загадки.  Мы изучали загадки-сравнения и загадки-метафоры. Первая строится по схеме:  «Какой? (Что делает?)…» А НЕ «Что такое же?» Отвечая несколько раз на эти вопросы, получаем загадку. «Белый, а не мел; скрипит, а не телега…». Надо сказать, что вопросы в левой части могут быть самые разнообразные: какое? что делает? для чего используется? где находится? когда работает?… список можно продолжать, на самом деле в левой части загадки стоит любой признак.

Снежинка

Холодная, но не мороженое,
красивая, но не Снегурочка,
белая, но не борода Деда Мороза,
летает, но не птица.

(Данила Ч.)

Падает, а не листик,
маленькая, а не мышка,
блестит, а не золото.
(Аня М.)

Снеговик

Круглый, но не мяч,
Есть нос, но не дышит,
Есть ведро, но не для воды,
Есть метла, но не дворник.

(Марат Д.)

Ёлочный шар

Круглый, как мяч,
цветной, как радуга,
красивый, как зимнее окно

(Илья)

Конечно, встречаются загадки, найденные в Интернете:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санях прокатила .

Ну не понял человек, что загадки надо сочинять самому. Не учили его ещё.  Или инструкцию плохо прочитал. Вообще-то найти в Интернете нужный текст тоже надо уметь. Но у нас другие задачи. Отвечаю:

«Настя, ты нашла загадку про зиму – молодец! Но мы здесь размещаем загадки собственного сочинения. А твою загадку я отыскала в Интернете — вот здесь: http://www.razumniki.ru/zagadki_pro_zimu.html. Угадайте, кому интересно, как я нашла в Интернете Настину загадку».

 

А вы угадали? На самом деле все очень просто. Берёшь текст, вставляешь в строку  поискового сервера и получаешь сайты, с которых можно было текст скачать. Как правило, даже не один сайт, а несколько. Дети иногда догадываются, а иногда воспринимают это как фокус.

И еще один воспитательный момент. Загадка про зиму:

Снежная, холодная,
Все от неё голодные.

(Владислав С.)

Комментирую: «Неужели все голодные? Или это ты для рифмы сочинил?» — «Да», –  честно отвечает автор. Комментирую дальше:  «Слава, а в стихах вообще-то сначала ищут смысл и образ, а потом уже рифму. Поэтому их и трудно писать. Чтобы было легче, можно попробовать собирать копилку рифм, тогда проще будет найти подходящие слова, чтобы сказать именно то, что хочешь». Впрочем, подруга-филолог меня осудила: «Всё правильно ребёнок написал, звери зимой пищу с трудом добывают. Так что голодные если не все, то многие».

Все-таки хочется детям писать стихи. У некоторых это даже получается.

«Этот гость нам всем известен
И, конечно, интересен.
В красной шубе, с бородой
И совсем уже седой».

(Настя Б.)

Хорошая описательная загадка-стишок. Проверяю в Интернете – найти такой текст не удаётся. Уточняю по скайпу у учителя. – Да, Настя пишет сама.

Загадки-сравнения и описательные загадки делать легко, но это быстро надоедает. Иное дело – загадки-метафоры.

Метафора получается из соединения образа (на что похоже?) и реального признака. Простые алгоритмы составления метафор описаны в статье Т.А. Сидорчук «Пьём по утрам остаток чёрной ночи…». Получив вал новогодних загадок-сравнений, я стала настойчиво запрашивать загадки-метафоры (и баллов за них ставила больше). После небольшой раскачки получила результат.

Куранты

В новогоднюю ночь по сигналу главного часового открываются двери Нового года! (Дима С.)

Гирлянда

Сияют глазки новогодней ёлочки (Маша И.)

Снегирь

Вот летает яблоко красное,
Да никто не ест,
Кинешь семечку съест,
Подойдешь улетит:
На березку сядет,
Что за диво? Угадай!

(Полина Н.)

Загадка Димы
Загадка Димы

Морозные скороговорки

Честно говоря, я не очень рассчитывала получить скороговорки на новогоднюю тему: все-таки трудно составить текст,  когда есть довольно жёсткие ограничения и на слова, и на тематику. Но  просчиталась.

У прекрасной Снежаны веснушки на снежном носике.

Красногрудый снегирь снизился на снежную сосенку.

Снотворное снадобье усыпило Снегурочку (Аня М.)

Сняли с ног снегоступы снегурки со снегурятами (Дима)

На снегу снежится снова снежно-снежный снеговик (Полина)

Полине пишу отзыв: «Снежится –хорошее слово, мне очень нравится! Я бы только заменила «снежно-снежный» на другое слово, например, на «красноносый» или «проснувшийся», или, наоборот, «сонный».

В конце концов находятся люди, которым становится скучно складывать похожие скороговорки из одной копилки слов. Начинают появляться скороговорки с другими звукосочетаниями.

Зимой в зимовье звенят берёзы (Данила Ч.).

Мороз Морозович разморозил замерзшего зимородка (Настя Б.).

Однако Маше и этого показалось мало, и она начала искать новые возможности: вместо утверждения – вопросы, вместо одного предложения – текст.

Странные вопросы

Сносный ? Не сносный ?
Снежный ? Не снежный ?
Сонный ? Не сонный ?
Снеговик какой ты ?

Сонин сон

Снился Соне
Снежный сон
Про снеговиков на снежных санях,
Про снегурочек на снегоходах,
Про снегирей
И сонных соней.

Просьба Мирона

На Рождество родился
Родственник Романа
Россиянин Мирон.
Роман преподнёс
Роскошный рояль Мирону,
А Мирон просил
Росток розы.

(Маша И.)

Мне тоже захотелось разнообразия  – возникла мысль сделать историю (целый рассказ или небылицу) из скороговорок. Надо будет предложить это Маше… Или еще кому-нибудь. Думаю, у них лучше получится.

Небылицы

Небылицу тоже составить довольно просто. Надо только придумать невозможное действие, место, время или другой невозможный признак. Про это хорошо рассказано в работе Н.В. Лазаревой.

Небылицу надо писать в стихах. Благо сочинить в стихах небылицу все-таки проще, чем зарифмовать нечто разумное. Вот здесь действительно можно себе позволить придумать что-нибудь ради рифмы.

Новогодняя шумиха

В зимнюю пору —
Залезли на гору
Пироги и конфеты,
Супы и котлеты…
Катаются на Сашах,
Зинах и  Пашах…
Веселится в Новый год
Этот вкусненький народ !

(Маша И.).

Отвечая в форуме, советую Маше начать сочинение стихов с небылиц. Маша любит рифмовать, но у нее пока нечасто это получается.

А вот Настин стишок я снова на всякий случай проверяю в Интернете. Всё чисто: стишок действительно Настин.

Небылица
Небылица

Сказка 2012 года

И наконец новогодние сказки. И у этого задания свои ограничения. Выглядело оно так:

«Почему Дед Мороз скрывается от людей? Такой вопрос задал Никита Толкачев из 17-го лицея г. Калининграда на прошлогоднем новогоднем форуме. Никто тогда не ответил Никите. Давайте попробуем сделать это сейчас.

А действительно почему? Почему так часто подарки от Деда Мороза мы находим под елкой на следующее утро после Нового Года? Придумайте сказку, которая объясняла бы, почему Дед Мороз предпочитает дарить подарки тайком. Может быть, причина кроется в его прошлом? И как вообще он умудряется положить подарки под елочку каждому ребенку всего за один день? Ведь это настоящая изобретательская задача. Решишь её  – и получится интересная сказка».

На мой взгляд, сказка-объяснение – самый простой вид сказки. При условии, что ребенок умеет объяснять (т.е. строить несложные причинно-следственные связи) и способен что-то придумать. Практически у всех детей, написавших сказки, получились и сюжет, и конфликт с его разрешением, и ответ на поставленный вопрос.

Как придумать сказку – отдельный непростой вопрос. На курсе «Сам себе сочинитель» мы выясняем, без чего сказки не может быть и таким образом по сути строим модель сказки (пользуемся методикой И.Н. Мурашковски, описанной в статье «Сказка, отворись!»). Потом собираем копилки героев, целей, строим сказочные препятствия (получаем конфликты), придумываем действия героев, опираясь на черты их характера, придумываем, с каким результатом (в зависимости от действий героев) может завершиться история. Конечно, есть дети, которые и без всего этого легко придумают сказку. Но большинство все-таки нужно учить.

Что умеют сегодня «Сочинители», а чему им предстоит научиться, можно проследить на сказках Маши. В форуме их три – Маша любит сочинять. Эту сказку она написала в двух сообщениях форума – видимо, писала с перерывом, может, даже, не один день. Все-таки это непросто в 4-м классе – напечатать такой объёмный текст. Дочитав сказку до конца, я укрепляюсь в мысли, что  Машу ждёт педагогическая карьера.

Не бойся меня!

Почему, почему Дед Мороз скрывается от детей, когда кладёт подарки под новогоднюю ёлку? Кажется, я знаю ответ на этот вопрос.

 

1628 год. Древняя Русь. Посреди глухого леса стоит деревенька. Старинное местечко: домики-развалины, руины, колодец один на всю деревню. Одна радость: церковинка с колокольней. Охраняет эту церковь поп. У попа есть дочь Божена. Заводная девица лет 14, но пока не замужем.

 

 -Совсем взрослая стала, замуж пора! — говорил отец Божене, пока не стало ей 17 лет. И снова несчастье: отец ушёл на небеса, осталась Божена одна одинёшенька. Лишь любимая бабушка Клавдия осталась у неё. Старушка заболела на старости лет. Божена заботилась о ней, как могла. Однажды бабушка совсем раскашлялась и замёрзла. В печи не было дров и девочке пришлось идти в зимний лес. Она падала, спотыкалась,торопилась. Вдруг с неба упала звезда, Божена загадала желание и решила взглянуть хоть одним глазком на неё. Придя к тому месту яркому, увидела Божена детский свёрток. Она подбежала к нему и взяла ребенка на руки, боясь, что он замернет и погибнет, но малыш повел себя немного странно: он заплакал от теплых рук Божены. Девушка отнесла ребенка в избу.

 

— Бабушка, бабушка! — звала Божена, но было уже поздно, она осталась одна с младенцем. Малыш рос быстро, но он был не похож на всех других детей: его кожа была холодна, а сердце было такое доброе. Став постарше,  он получил прозвище Мороз. Мальчишки из деревни смеялись, подшучивали над ним, и Мороз замкнулся в себе.

Он хотел дружить, играть с ребятами, но никто не хотел с ним водиться (из-за холодной кожи). Ему так хотелось подарить кому-нибудь свою заботу и доброту, он мог разделить это чувство только с мамой (не родной). На праздники Мороз тайком пробирался в дома к ребятам и прятал подарки под горшки с цветами, домашними деревьями и другими растениями. Так он доставлял детям радость! Тайком. Вскоре он совсем вырос и постарел. Тогда его стали называть Дедом Морозом. А как же он стал символом Нового года? Так как он был с холодной кожей, все решили сделать Деда Мороза символом самого холодного праздника  – Нового года! По привычке он раздаёт подарки тайком.

 

А как же Дед Мороз успевает раздать подарки всем детям, ведь это очень трудно? Я считаю, что либо Дед Мороз так спешит поздравить каждого ребёнка, что успевает, либо в каждом городе страны у него есть родственники-помощники, которые помогают ему справиться с этой трудной задачей!

 

 

Аня и Настя, может быть, не так убедительно отвечают на вопрос задания, но сказочный сюжет строят более компактно и прочно. И о волшебстве не забывают.

 

Как появился мир и Дед Мороз

Когда Бог создавал мир, он создал ель как символ мира и жизни. На ель Бог повесил 9 разноцветных шаров. Один из шаров была наша Земля. Злые силы хотели погубить божественное деревце, и наслали сильную бурю. Ель покачнулась, и все 9 шаров разлетелись в разные концы Вселенной. Голубой шар Бог успел поймать и начал создавать жизнь на нём. Бог создал людей, птиц, зверей и растения. На Земле царил рай.

 

Но скоро люди сказали Богу: «Бог, ты велик, помоги нам! Нам очень скучно жить. Помоги нам, чтобы нам не было так скучно». Бог согласился. Наконец, Бог создал из снега человека и назвал его Дед Мороз. Потом сказал: «Помоги людям, чтобы им не было скучно». И отправил его с небес на землю.

 

Вскоре Бог придумал Новый год. Зимой людям стало холодно, и они стали разогревать камин. Зимой люди тоже придумали много забав, и поскольку им было холодно, то они с разрешения Бога стали вызывать Солнце жечь костры на улицах. Когда Дед Мороз увидел это, то испугался и ушёл в свой дом. И так повелось до сих пор, на ночь Нового года Дед Мороз никогда не показывается.

(Аня М.)

 

Волшебная новогодняя ночь

Была новогодняя ночь. Мы веселились и играли. Немного устав, я прилегла отдохнуть и даже не заметила, как уснула. Вдруг мне стало очень холодно, и я проснулась. Дверь на балкон была открыта. Елка сверкала огоньками, вокруг неё танцевали лесные звери, а вместе с ними Дед Мороз. Я вскочила с кровати и подошла к ним. Они пригласили меня в свой хоровод. Дедушка Мороз стукнул своим посохом, и я вдруг стала прекрасной снегурочкой. Повеселившись немного, мои гости собрались уходить. Я уговаривала Деда Мороза остаться жить с нами, но он отказался. Сказал, что если он останется жить у кого-нибудь, и его увидят взрослые, то на земле исчезнет волшебство и больше никогда не будет Нового Года. Когда утром я подошла к елочке, под ней лежала «Волшебная книга сказок» — подарок от Деда Мороза.

(Настя Б.)

Мальчики пишут приземленней, но сюжет тоже держат. Данила рассказывает о том, как поспорил о тайне Деда Мороза с другом Димой,  а потом узнал случайно, что у Деда есть гномики-помощники. А в другой Данилиной сказке выяснить секрет помогают ему родители. Вообще большую часть Данилиных сказок составляют диалоги. Наверно, он  общительный мальчик!

Дед Мороз Максима был заколдован злой феей, поэтому ему нельзя появляться на людях под Новый год, а разносить подарки ему помогают снежинки.

Что ж, дети на поставленный вопрос в своих сказках ответили. А у меня вопросы, наоборот, возникли.

Откуда такое увлечение диалогами у Данилы и Маши? И как это можно использовать?

 

Как научить «резать по живому», убирая длинноты? (У меня есть только свой опыт – стараюсь без сожаления кромсать собственные тексты. Но передавать личный опыт дистанционно я пока не умею). Как вообще научить соразмерять части текста?

Что делать с отчаянным желанием рифмовать все подряд? Учить оценивать рифмованные тексты? По моим наблюдениям, у детей проблемы даже не столько с рифмами, сколько с ритмом. Какое исследование можно предложить детям, желающим научиться писать стихи? Может быть, самостоятельное открытие простых стихотворных размеров поможет им почувствовать ритм?

Чем измерить итоги конкурса? Не знаю. Количеством текстов? 36 загадок, 46 скороговорок, 4 небылицы, 10 сказок – все это примерно на 20 активных участников конкурса сочинителей. Яркими творческими удачами? Продемонстрированным детьми умением составить текст по заданной модели? Находками, выходящими за рамки модели, не разрушая её? Чем больше открытий, чем неожиданнее результат, тем труднее измерить. Под «точки роста» часто еще не придуманы критерии оценки. А, может, главное, что все  участники получили творческие результаты; что Марат сумел придумать яркие загадки-метафоры (ему очень трудно дается учеба), что Вика стала сочинять сама, а не качать из Интернета готовые тексты?

 

Коллеги пишут из Тольятти: «Маша ищет в сети Настю (они учатся в разных школах). Маша реально себя оценивает и хочет подружиться со своей, как она считает, более сильной соперницей. Вот ради этого мы и работаем!»

Что ж, будем продолжать.

  • Александра Кошкарова

    Правда, какие сказки у ребят интересные получились — надо почитать ребенку — она оценит ;)

  • Надежда Журавлева

    Прочитала статью Аллы, и как кино в голове прокрутила! Такой интересный декабрь получился у наших детей благодаря автору.Это ведь она придумала и этот конкурс, и она же сделала замечательные дистанционные курсы для наших детей. А сколько удовольствия нашим детям они доставили! :-) Учиться тому, что ты сам захотел, и тогда, когда именно ты хочешь — над этой мотивацией работают тысячи учителей. Да, дети быстрее осваивают новые способы собственного обучения, а мудрый учитель быстро меняет свою позицию.Видела бы Алла Александровна, с каким удовольствием они познавали техническую среду, сами бегали за нами, чтобы усвоить нужное им умение, и удивлялись: «А что , так можно было? Ух ты!!!» Конечно, надо было посоянно напоминать о сроках, оценивать их выложенные работы. Сначала они ждали как взрослые их оценят, с нетерпением ждали комментарии Аллы, а потом сами стали их писать,оценивать и подбадривать друг друга.
    Именнотак должна быть устроена школа будущего. Во всяком случае, предметы по выбору детей, именно так надо преподавать. и конечно форма конкурса, некого соревнования оказалась эффективнее просто дистанционного курса
    Я за здоровые амбиции, если они реадизуют желание учиться!!!
    Спасибо всем участникам этого действа!