ОТСМ-ТРИЗ педагогика, Страна Загадок

Страна Загадок+. Глава 9

www.polinabstudio.com

В Стране Загадок только одна школа, зато загадочная.

Вместе с детьми мы попадаем на загадочные уроки, похожие и непохожие на те, что идут в обычной школе. 

 

Наша цель — показать детям, каким образом знакомый им материал может быть использован в школьных предметах.

Загадочная математика

Упражнение 9.1

Слагаемые: картошка, морковка, горох, лук… Остальные неизвестны. Что может получиться в сумме? Что надо добавить, чтобы в результате получился магазин? (Огород? Кухня? Суп?…)

Упражнение 9.2

В сумме — школьный класс. Назовите слагаемые. Обсудим с детьми: класс не только невозможен без учителя, класс возможен только в том случае, если дети в нем вместе учатся, дружат, заняты общими делами.

Упражнение 9.3

Устный загадочный счет (Из материалов А.М. Страунинг). Когда 1+1=1? (Два куска пластилина слепить вместе.) Когда 1+1+1+1+1=1 (Пять пальцев — это одна ладошка.)

Предложим детям придумать аналогичные задачи. Например, 2+2+2+2+2+2=1 (6 человек ставят забор, таская по два бревна.)

Упражнение 9.4

Раскрыть формулу, обозначив В — вкусная еда, неВ — невкусная еда (задание придумано С.И. Гин).

В+В=В (яичница с хлебом),

В+неВ=В (хлеб с солью),

В+неВ=неВ (мед с солью),

неВ+неВ=В (каша с солью),

В+В=неВ (чай с селедкой),

неВ+неВ=неВ (соль с перцем).

Упражнение 9.5

Какие дела трудно делать в одиночку, но легко вдвоем? (Качаться на качелях, доставать яблоко с высокой ветки). Можно привести в пример альпинистов — обсудим, почему они ходят по горам в связке.

Загадочное письмо

Упражнение 9.6

Ь — не только мягкий знак, это и часть каких-то букв. Сдвигая и поворачивая Ь, какие буквы получим из него, дописав некоторые элементы? (В, Ф, Р, Б, Ы, Я).

Упражнение 9.7

Напишем букву или цифру крупно на листе из альбома. Дорисуем ее так, чтобы получилась настоящая картина.

Загадочное чтение

Упражнение 9.8

На доске написаны части слов (части — в смысле кусочки). Дополните их и прочитайте так, чтобы получились целые слова: чик (ключик, кирпичик, блинчик, чик-чирик, чикать…), ват (виноват, вата, приватизация, кровать…). Можно пропускать слова или их части в предложении.

Упражнение 9.9

На доске написаны слова — все они из одного предложения. Добавьте к ним еще слова и составьте предложение (форму слов можно менять).

Пример — озеро, солнце, самовар (У озера раздували самовар, горящий как солнце).

Вариант — из имеющихся отдельных слов написать рассказ.

Упражнение 9.10

Это задание широко известно под названием «Снежный ком». Начинаем с нерастространенного предложения: «Дети играют». Каждый следующий ученик распространяет предложение, добавляя по одному слову: «Дети играют на площадке»  –  «Дети играют на детской площадке» – «Дети дружно играют на детской площадке» – «Дети со щенком дружно играют на детской площадке» и т.д.

Загадочная физкультура

Упражнение 9.11

Крутить шеей так, чтобы сама шея не двигалась (поворачивать весь корпус).

Хлопнуть в ладоши одной рукой (хлопнуть, объединившись с соседом).

Погладить себя по голове, не касаясь рукой (погладить каким-то предметом или рукой соседа).

Поднять руки выше головы, но ниже парты (поднять руки, присев на корточки).

Упражнение 9.12

Изобразить букву (А, Б, В, Г…), цифру или геометрическую фигуру.

Принцип построения большинства заданий ясен — в основе лежат противоречия. Надо обращать внимание детей именно на необходимость разрешения острого противоречия, а не сглаживания его (не гладить себя кончиками пальцев, а вообще не касаться пальцами головы; не поворачивать шею рывками и т.д.)

Загадочное рисование

Упражнение 9.13

Холодный и горячий, твердый и мягкий
Холодный и горячий, твердый и мягкий

— Некто сказал себе: «Я холодный и горячий, твердый и мягкий». Нарисуйте этого «некто».

Один мальчик нарисовал существо, одна половина которого была снежной, а другая представляла собой раскаленный кирпич. Другой малыш изобразил пушистого зверька, опоясанного ремнем с блестящей пряжкой: весь он мягкий и горячий, а пряжка ремня — твердая и всегда холодная на ощупь.

Упражнение 9.14

Рисуем под диктовку: одна клеточка вправо, четыре вниз, три влево… Рисунки составлены так, что каждый из них представляет собой контур какого-либо предмета или существа. Окончив диктант, прошу детей показать мне, что получилось — ошибки на таких рисунках сразу видны.

Упражнение тренирует внимание, умение работать по инструкции. Для детей же это просто рисование загадочных существ.

Упражнение 10.15

Это упражнение я почерпнула из книжки замечательного писателя Дж. Родари. На доске или на большом листе бумаге рисуется картинка, например, ваза. Дети по очереди дорисовывают картинку так, чтобы на каждом шаге объект превращался во что-то совершенно другое. Например, ваза превращается в мордочку собаки, та – в часть фигуры девушки и т.д.

Итак, мы прогулялись по загадочной школе. Безусловно, приведенным здесь списком не исчерпываются возможности ее возможности. Здесь даны только идеи, опираясь на которые, можно придумывать новые задания, исходя из возраста и способностей учеников.