Год назад вопрос о создании в Петрозаводске памятника великой заонежской сказительнице Ирине Федосовой находился в центре внимания СМИ, общественности. Последнее время мы ничего о нем не слышим. «Лицей» обратился за комментарием в Министерство культуры Республики Карелия.
Напомним читателям, что эскиз памятника Ирине Федосовой скульптора Александра Кима этномузыковед Ирина Семакова назвала нонсенсом, заметив, что он путает понятия «сказочница» и «сказительница». Ученые Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН в письме главе Карелии Артуру Парфенчикову высказали свое мнение: «Победивший проект памятника не передает всего драматизма и многогранности поэтической натуры И.А. Федосовой».
Общественники направили открытое письмо главе Карелии Артуру Парфенчикову. Они писали, что итоги прошедшего конкурса необходимо аннулировать и объявить новый: Ирина Федосова — не добрая бабушка-сказочница, как в эскизе Кима, а уникальный художник огромного трагического диапазона. В конце июня 2018 года был получен ответ Артура Парфенчикова на это письмо, в котором сказано, что проект памятника Ирине Федосовой будет доработан и представлен на общественное обсуждение.
Какая ситуация к сегодняшнему дню? Что с добровольными пожертвованиями на памятник? В Министерстве культуры Карелии нам дали разъяснения.
«Лицей»: – В марте 2017 года был объявлен сбор денег на создание памятника Ирине Федосовой. Люди, которые вносили личные средства, спрашивают: сколько было собрано денег? на что они были потрачены?
Варвара Лебедева, заместитель министра культуры Карелии: – Деньги поступали на счет Фонда поддержки и развития этнокультурных инициатив. По состоянию на 3 декабря 2018 года было собрано 85 тысяч 300 рублей. Из них в декабре 2017 года выплачено 30 тысяч рублей Александру Киму, победителю открытого конкурса на лучший эскизный проект памятника Ирине Андреевне Федосовой.
Остаток средств – 55 тысяч 300 рублей – лежит на счете фонда. Мы предложили эти деньги забрать инициаторам создания памятника – на нужды КРОО «Заонежье» или другой общественной организации. Ответа пока не последовало.
«Лицей»: – Какая судьба проекта Кима?
Варвара Лебедева: – Поскольку было много замечаний по его проекту, в частности, от ученых Института истории, языка и литературы Карельского научного центра РАН, мы предложили Александру Киму встретиться с учеными и доработать эскиз. Дали телефон, но до этого времени встреча не состоялась.
У нас нет оснований отменить итоги конкурса, они легитимны. Источник финансирования проекта по установке памятника Ирине Андреевне — внебюджетные средства, но в настоящее время не определен донор (донатор), который сможет профинансировать изготовление памятника. Поэтому в вопросе о памятнике Ирине Федосовой поставлена запятая, но не точка.
Послесловие от «Лицея». Приходится констатировать, что жаркие обсуждения показали: единого представления о том, каким мог бы быть памятник Ирине Федосовой, нет. Мнения полярные: кто-то считает, что надо взять за основу знаменитую фотографию, где пожилая Ирина Федосова присела на камне, кому-то по душе проект молодого скульптора Павла Калтыгина, изобразившего Ирину Федосову в юности. (Проект Калтыгина участвовал в конкурсе.) Сходятся лишь в одном: проект Александра Кима категорически не соответствует образу народной поэтессы, доработать его невозможно.