Образование

За уроком урок
Школа и вуз

За уроком урок

Старшеклассники в компьютерном классеРанним апрельским утром я вышла на вокзале Беломорска с редакционным заданием – сделать фоторепортаж из любой школы города. С первым звонком переступила порог средней школы № 1, которая находится в самом центре.

Внешне она ничем не отличается от петрозаводских школ, хотя, конечно, имеет свои отличия и традиции. На одном из этажей внимание привлек стенд с фотографиями педагогов из нескольких учительских династий. Правда, нынешние педагоги сомневаются, что в будущем эти династии пополнятся: дети учителями они не хотят быть ни за какие деньги!
Школа и вуз

В просторах Интернета

За год в петрозаводском лицее № 40 процент старшеклассников, зарегистрированных в социальных сетях, вырос с 0 до 70. Все чаще они ведут блоги и заходят в Сеть через мобильный телефон.

…Последний урок заканчивается, звучит звонок, и вот уже тысячи петрозаводских школьников спешат домой. Но обед, выполнение домашних заданий и даже прогулки с друзьями – это теперь не единственные способы послеучебного времяпрепровождения. Одно нажатие на кнопку – и открываются необъятные просторы Интернета, оторваться от которых не так-то просто.

По велению совести
Школа и вуз

По велению совести

В 2000-е годы, после забвения 90-х, вновь заговорили о патриотическом воспитании. Каким оно должно быть, чтобы не вызвать реакцию отторжения у молодых, которым так не нравятся пафосные речи и бессмысленные заседания?
 
Об этом наш разговор с Ниной Михайловной ВИНОКУРОВОЙ. Она больше 20 лет работает в Министерстве образования Карелии. Как главный специалист отдела специального, дополнительного образования и защиты прав детей занимается многим – от танцев и пения до рисования и туристических походов, олимпиад и исследовательской деятельности школьников. Но есть у нее и особый интерес…

– Тема любви к Родине, обращенности к прошлому нашей страны – это боль всей моей жизни, – говорит она.

Учитель

Заставляют работать бесплатно

«Администрация школы заставляет нас, учителей начальных классов, работать с группой продленного дня, причем без всякой оплаты. Законно ли это требование?»
Отвечает заместитель председателя Карельской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, внештатный правовой инспектор профсоюза Евгения МАКАРОВА:
– В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.04.03 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» для учителей начальных классов установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы в 20 часов в неделю. Если учитель начальных классов обеспечен полной учебной нагрузкой, то без согласия самого работника заставить его работать в группе продленного дня нельзя.

Реформы

Кто кого обманывает?

Цвет учительства Карелии собрался в середине марта в Петрозаводске на семинаре «Современный учитель – современной молодежи». Это были лауреаты и победители конкурса «Учитель года Карелии» за 12 лет его проведения. Мы попросили известных и уважаемых учителей ответить на три вопроса:

1. Как вы и учителя вашей школы оцениваете новую систему оплаты труда?
2. Ваше отношение к ЕГЭ?
3. Радует ли вас, что следующий год объявлен Годом учителя?

«ЕГЭ – ловушка…»

Эдуард АЛЕХИН, победитель конкурса «Учитель года Карелии-1997», лауреат конкурса «Учитель года Карелии-2007», учитель истории, пос. Повенец, Медвежьегорский район:

1. Обязательства, заявленные перед реформой, выполняются не в полном масштабе. Оптимизма нет. В этом году я был вынужден взять себе в нагрузку еще и столярное дело, чтобы доходы в ситуации финансового кризиса были на должном уровне. Но я бы хотел заниматься делом всей своей жизни – историей! С введением НСОТ есть риск, что наряду с повышением зарплаты учителям мы станем свидетелями роста социальной напряженности в коллективах школ. Ведь и раньше люди хотели знать, почему кто-то получает больше…

В тупике, или К чему приводит латание дыр
Школа и вуз

В тупике, или К чему приводит латание дыр

К зданию школы пристроена кочегаркаВ 40 километрах от Петрозаводска, чуть меньше часа езды на автобусе, находится станция Деревянка. В поселке живут три тысячи человек, дома раскиданы далеко друг от друга. Средняя школа представляет собой деревянное двухэтажное здание, к которому пристроена кочегарка. Тут же куча угля, стволы нераспиленных деревьев. Рядом три одноэтажных здания: столовая, спортивный зал, мастерские. В расположенном неподалеку пришкольном интернате лет пять никто не живет: в отдаленных деревнях не осталось детей…

…Вхожу в школу вместе с директором. Нина Викторовна Морозова, в прошлом учитель начальных классов, теперь преподаватель информатики. Четыре года из 25 лет, отданных учительскому делу, трудится в должности директора. Поскольку в деревянной школе я впервые, меня здесь удивляет все: неровные стены, старого образца двери, большие окна, высокие пороги.

Школа и вуз

Сельские подвижники

Школа в сельском поселении играет особую роль: она собирает вокруг себя и старых и малых – все местное сообщество. Исследования ученых и опыт практиков показывают: отличительная особенность сельской школы – ее полифункциональность.

Вот примерный перечень ее функций: образовательная, просветительская, социокультурная, социально-педагогическая, адаптивная, компенсаторная… Список этот изменяется и дополняется, зависит от многих факторов. Например, от того, есть или нет на селе клуб, библиотека, служба быта, почта, фельдшерский пункт и другие учреждения социальной сферы. Зачастую в небольших отдаленных поселениях школа – единственный представитель государства.

Печальная тенденция
Школа и вуз

Печальная тенденция

«Пока мы бездействуем, дети уже начали есть друг друга!» — таким восклицанием начался доклад Натальи Витальевна Скурской, доцента Санкт-Петербургского государственного педагогического университета, кандидата педагогических наук, на VII региональной педагогической научно-практической конференции «Ушаковские чтения», которая прошла 27 марта в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 4» Петрозаводска.
 
На «Ушаковских чтениях» присутствовали 75 человек из Петрозаводска, Олонецкого, Прионежского и Кондопожского районов Карелии.

Школа и вуз

Путешествие в прошлое

Руководители школьных музеев несмотря на трудности намерены продолжать свою работу
В средней общеобразовательной школе поселка Мелиоративный создан музейный комплекс, включающий в себя музей «Землянка», музей быта южных карельских крестьян XVIII – начала XX веков и музей под открытым небом «Камни».

Школа и вуз

Память сердца

Сельский школьный музей – особое место, где формируется, поддерживается и наполняется содержанием то, что называем мы любовью к малой Родине.
Практически в каждой сельской школе Республики Карелия есть музей, где можно увидеть фотографии уважаемых людей поселка, хранятся документы, где выпускники могут увидеть свои первые стихи, рассказы, поделки, рисунки.
Невиртуальное добро
Учитель

Невиртуальное добро

Помочь одинокому пожилому учителю удалось благодаря неравнодушным пользователям Сети

Помочь конкретному человеку всегда непросто. Потому как на словах кажется, что поддержать его готовы все, а на деле… Публикация об Арсении Васильевиче Анисимове, пожилом учителе из села Ведлозеро Пряжинского района, вызвала множество откликов, но реальных предложений о помощи все не приходило. И тогда пришла идея опубликовать текст «в Контакте», в группе «Очень нужна ваша помощь».

Это сообщество создавалось для оказания помощи молодой девушке с редкой группой крови и которую во многом благодаря знакомым и не очень знакомым людям удалось-таки спасти. И на наше сообщение сразу пошли отклики, нашлось то необходимое, что так нужно Арсению Васильевичу: микроволновая печь, электрочайник, телевизор с пультом, инвалидная коляска.

Реформы

Зарплата уменьшилась. Что делать?

«Получила первую зарплату по новой системе оплаты труда – оказалась меньше на 37 рублей при той же нагрузке. Что я могу предпринять, чтобы защитить свои интересы?»

Отвечает заместитель председателя Карельской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, внештатный правовой инспектор профсоюза Евгения МАКАРОВА.

– При установлении новых систем оплаты труда (НСОТ) не может быть допущено снижение заработной платы работника при условии сохранения объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации.