Образование

Без тепла
Учитель

Без тепла

Жизнь на пенсии для старого учителя стала вопросом выживания
Фото автораЕсть встречи, которые переворачивают нашу жизнь. Такая случилась со мной дважды. С интервалом в десять лет, но с одним и тем же человеком – Арсением Васильевичем АНИСИМОВЫМ, учителем русского и литературы из Ведлозерской средней школы.
Тогда, десять лет назад, мы, десятиклассники, приехали в село, чтобы познакомиться с его историей, местными жителями. Но главным для меня стало общение с Арсением Васильевичем. На летних каникулах он с удовольствием возился с нами: читал самодельные газеты, тактично исправлял орфографические и пунктуационные ошибки, расспрашивал о наших жизненных планах. Каникулы закончились, мы уехали в Петрозаводск. Чтобы не потерять связь, я отправила учителю письмо. Адреса и фамилии не знала, поэтому на конверте написала: «Село Ведлозеро, Арсению Васильевичу». И по молодости своей не удивилась, когда получила ответ.
 
Арсений Васильевич – человек в Ведлозере известный. К нему часто приходят гости, не забывают выпускники. Анатолий Осипович Лопуха, проректор по учебной работе ПетрГУ, Василий Михайлович Пивоев, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии ПетрГУ, Любовь Владимировна Нифантьева, филолог, руководитель музея петрозаводской школы № 3 – их учил Анисимов. Филологами стали 18 его учеников! 
Последнее звено в цепи
Школа и вуз

Последнее звено в цепи

Вроде и близко от Петрозаводска село Ведлозеро Пряжинского района – всего 110 километров, а добраться до него большая проблема, что испытала на себе и наш корреспондент… Хотя село немаленькое – 1300 человек.
«Лицей» продолжает цикл публикаций о сельских школах Карелии.

Магнитная школа


Ведлозерская школаВ средней школе учатся 140 мальчишек и девчонок с 1 по 11 класс, часть из них живет в пришкольном интернате.
Для городского человека привычно слышать: «Закроется школа – умрет село». Но разговор с директором Ведлозерской школы заставил задуматься: так ли на самом деле?
– Школа закрывается, если нет работающих предприятий, жилья для молодежи, не рождаются дети. В общем, когда власти не делают ничего, чтобы село жило, – говорит Екатерина Антоновна Евсеева.
Ведлозерская школа является магнитной. Такой статус обязывает ее быть ак¬тивной в образовательной и социокультурной среде. В этом учебном заведении есть фи¬лиал спортивной школы и детско-юно¬шеского центра, дети с проблемами в развитии получают специ¬альное образование. Учителя оказывают методическую помощь коллегам из малокомплектных школ по соседству.
Реформы

«Магнитка»: за и против

Образование нашей республики имеет в России репутацию гибкого, чувствительного к инновациям, готового к переменам. Нашими ноу-хау реструктуризации системы образования в условиях сельской местности стали модели центральной и магнитных школ.

Напомню, что смысл и цель реструктуризации – обеспечить каждому ребенку качественное образование независимо от того, где он живет и учится: в городе, райцентре или в далеком маленьком поселке.

Реформы

Александр Селянин: «Учителя в зарплате не потеряют»

Работники образования не на шутку взбудоражены, особенно в Петрозаводске. Тревожит зарплата по новой системе оплаты труда (НСОТ), точнее, ее размер. Кто-то уже будто бы видел квитки и впал в транс: заработок уменьшился чуть ли не вполовину. За комментариями «Лицей» обратился к министру образования Карелии Александру СЕЛЯНИНУ. Он не видит повода для паники:

– Нужно всех учителей успокоить: меньше получать вы не будете! Если же, увидев квитки за январь, обнаружите, что ваша зарплата уменьшилась, мы готовы разбираться с каждым таким случаем и выяснять, какая ошибка допущена в расчетах.

Учитель

«Чувствую себя нужной»

Социальные педагоги появились в школах в постсоветской России. Это была вынужденная мера, поскольку маргинализация семей приобрела невиданный размах. Социальные педагоги оказались на передовой борьбы за каждого ребенка.
Молодой социальный педагог одной из петрозаводских школ Юлия МОСИХИНА после вуза успела проработать только два года. Несмотря на возраст и небольшой стаж у нее получается находить подход к детям из неблагополучных семей, разрешать их порой неразрешимые жизненные ситуации.

Школа и вуз

Слова и дела

Сказано о проблемах сельской школы, кажется, немало, но ее проблемы по-прежнему не решены.
На моих глазах всплесков особого внимания к сельской школе было несколько. 70-е годы –движение «Всем классом – на ферму, в трактористы, в комбайнеры…». Тогда было делом чести каждой сельской школы иметь свою ученическую производственную бригаду. Конец 90-х годов – комплексные программы развития сельской школы должны были сделать ее богатой и, как нынче принято говорить, конкурентоспособной.

Не придётся ли начинать сначала?
Школа и вуз

Не придётся ли начинать сначала?

Школа в ЗаозерьеДорога в Заозерье идет через мост. Именно эта идея – соединение села и города – легла в основу педагогического начинания в заозерской средней школе № 10.

Мосты наведены
 

Начинанию уже три года, проведено семь проектов, создана организация «Центр социальной адаптации «МОСТ» («Молодежная организация содействия творчеству»). На этих зимних каникулах активные подростки вновь будут наводить мосты. Суть проектов, чего бы они ни касались – экологии, наркотиков, культурного наследия, – одна: научить ребят взаимодействию с организациями, адаптировать их к городским реалиям, развить лидерские качества. Руководит этой работой в Заозерской школе Василий Иванович Еремеев. Он завуч по информатизации, преподает химию и биологию. Именно с его урока, первого в девятом классе, началось мое знакомство со школой.

Реформы

ЕГЭ облегчит выпускнику жизнь

С 2009 года ЕГЭ перестает быть просто экспериментом. Приказом Минобрнауки РФ утверждено новое положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников. О том, что ждет будущих абитуриентов 2009 года, мы разговариваем с Галией Григорьевной ПУХОВОЙ, ведущим специалистом Министерства образования Карелии.
– Галия Григорьевна, в чем принципиальные отличия нового положения?
– Восемь лет на территории Российской Федерации форма аттестации в виде ЕГЭ проходила экспериментальную стадию: отрабатывались правила, порядок, технологии, схемы, КИМы (контрольно-измерительные материалы). С 2009 года мы переходим к обязательной форме проведения этого экзамена. Некоторые правила поменялись.

Школа и вуз

Ученики из Куземы открыли город

На факультете начального образования КГПУ большая часть студентов – выпускники сельских школ, поэтому не случайно идея пригласить в гости на каникулы сельских школьников родилась именно здесь.
Студенты разработали проект «Открытый город для сельских школьников». Основную работу по его реализации взяла на себя 242-я группы.

Реформы

Пока гром не грянет…

Большинство директоров школ не готово к переходу на новую систему оплаты труда
Учительство бурлит, и вовсе не из-за мирового кризиса: Единая тарифная сетка приказала долго жить. С 1 декабря бюджетники переходят на новую систему оплаты труда (НСОТ). Это было известно давно, но у нас как всегда: пока гром не грянет… Кто станет определять качество работы, от которого впрямую будет зависеть размер зарплаты? Правда ли, что увеличится рабочий день учителя? Слухи ходят самые разные. Чиновники успокаивают учителей, директоров школ – мол, все идет по плану, тревогу, однако, рассеять не удается. С вопросами, которые волнуют людей, мы обратились к председателю рескома работников образования и науки РФ Тамаре МЕШКОВОЙ.

Миллион не просто так
Школа и вуз

Миллион не просто так

Школа в КончезереСредняя школа поселка Кончезеро в этом году стала одной из 14 школ Карелии –победителей российского конкурса инновационных программ – и получила заветный миллион рублей. Успех помог осуществить давнюю мечту – открыть новый компьютерный класс. В ближайшее время в школе появится интерактивная доска, в перспективе каждый учительский стол будет оснащен компьютером.
Учитель

Как выйти в годичный отпуск?

 
В нашей рубрике «Есть вопрос!» вы найдете ответы на волнующие вас вопросы. Присылайте их по почте на адрес газеты «Лицей», e-mail: licey@izdat.karelia.ru или задавайте по телефону 76-54-65.

«У педагогов есть право на годичный творческий отпуск через 10 лет работы. Как в него выйти? Сохраняются ли при этом рабочее место, должность? Оплачивается ли он?»

Отвечает заместитель председателя Карельской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, внештатный правовой инспектор профсоюза Евгения МАКАРОВА.

Учитель – воспитатель граждан, а не урокодатель
Учитель

Учитель – воспитатель граждан, а не урокодатель

Л.В. Нифантьева и члены клуба ''Север ''Все свободное время – и в выходные, и в отпуске – Любовь Владимировна НИФАНТЬЕВА, учительница с более чем тридцатилетним стажем, колесит со школьниками по Карелии и России. Ее знают как преподавателя русского языка и литературы петрозаводской средней школы № 3, бессменного руководителя клуба «Север» и музея, ставшего в прошлом учебном году Музеем воинской и трудовой доблести. С Любовью Владимировной мы беседовали о патриотическом воспитании. На эту тему сейчас любят поговорить, особенно политики, однако учителю отводят роль второстепенную, бросив его на фронты модернизации образования.
 
– Не раз доводилось слышать, что слово «патриотизм» набило оскомину. Вы согласны с этим?
– Несколькими годами раньше оно в основном звучало с негативной окраской. Но если забыть его, то чем заменить? Хотя так ли важно, как сказать – «любовь к Родине» или «патриотизм»? Важно другое. Я всегда старалась, чтобы мои ученики выросли людьми с активной гражданской позицией. Со многими так и получилось. Но тревожит нынешнее поколение школьников.