ИКТ-компетентности

Самостоятельная работа учащихся средствами сервисов Google

На уроке
На уроке

Если вы получили для класса комплект ноутбуков и не вполне представляете, что делать с этой роскошью, надеемся, эта публикация вам поможет.

 Этот материал не только познакомит учителя с возможностями использования сервисов Google в учебном процессе, но и предоставит необходимые ссылки тем, кто хочет самостоятельно освоить эти простые и очень мощные инструменты.

Учителя в последнее время все чаще используют веб-сервисы на уроках. Значит ли это, что обучение проводится на современном уровне, что применение ИКТ обеспечит сформирует познавательную самостоятельность школьников, умение работать с информацией? К сожалению, утверждать это можно далеко не всегда.

Да, деятельность учителя на уроке изменилась, но ученики, как и прежде, остаются пассивными. Несмотря на использование современных технологий, мы снова можем наблюдать низкую вовлеченность учащихся в деятельность (работают только самые активные – их меньше, чем пассивных), усилие детей направлены на запоминание информации, а не на понимание. Как быть? Информационно-коммуникационные технологии используются, а результата нет.

Изменить пассивную стратегию на интерактивную помогают сервисы  Google.  Во-первых, деятельность учащихся мы меняем с индивидуальной на совместную, это позволяют сделать Google Документы. Учащимся предоставляется возможность совместно и одновременно создавать определенный интернет-ресурс. Например, составить рассказ или создать презентацию на заданную тему. Во-вторых, в такой работе просматривается деятельностный подход в обучении, где центральная роль на уроке отводится ученику, а учитель становится лишь помощником. И в-третьих, дети учатся работать командой: выслушивать мнения друг  друга,  обмениваться имеющейся информацией, приходить к общим выводам и решениям.

Самые разные возможности и сервисы предоставляет социальная сеть Google: хранение и совместное редактирование документов, электронная почта, создание собственного блога или сайта… Содержание Google продуктов с каждым днем изменяется и обновляется.

Чаще всего я использую на своих уроках сервисы Google Диск, они легки и доступны в использовании младшими школьниками. (Таблица 1.)

Таблица 1. Сервис Google Диск

 Таблица 2. Примеры использования других сервисов Google

В качестве примера, привожу урок курса А.А. Вахрушева «Окружающий мир» в 3 классе по теме «От Древней Руси к единой России». Первый урок раздела «Московское государство»

Информационная карта материала

Общая информация

Автор Кленова Ирина Владимировна
Предмет Окружающий мир
Класс 3 класс
Учебная тема Времена Московского государства
Продолжительность учебной ситуации 3  учебные недели (основных 5 часов, всего 10 часов — учитывается использование интегрированных предметных областей)

Интегрированные предметные области

русский язык, литературное чтение, информатика, изобразительное искусство

Планируемые результаты

Предметные результаты

  1. Научатся соотносить изученные исторические события с датами.
  2. Научатся находить место изученных событий на «ленте времени».
  3. Развивать умение находить факты, относящиеся к изучаемому времени используя дополнительные источники информации; на основе  имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов.
  4. Формировать умения оформлять результаты исследовательской работы в таблицах.(составлять «паспорт» изучаемого исторического события)

Личностные результаты

 

Самоопределение

Смыслообразование

Ценностная и

морально-этическая

ориентация

1.Формирование ответственности учащихся, положительного отношения к школе, осознания необходимости учения.2. Развитие у учащихся умения самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. 1. Интерес к познанию истории России.2. Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи. 1. Осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.2. Ориентация в поведении на принятые моральные нормы

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

 1. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя, планировать работу по ее осуществлению.

 

1.  Слушать и понимать речь  других.
2.  Учиться совместно договариваться о правилах общения при работе в группе и следовать им.


1.  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
2.  Учиться искать ответ на поставленный вопрос
Элементы ИКТ-компетентности 1. Запись, фиксация информации2. Создание текстов с помощью компьютера

3. Использовать сетевые сервисы WEB 2.0

3. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой

 Оборудование: мобильный класс, интерактивная доска, проектор, доступ к Интернет, жетон-пропуск (25 шт.), эмблемы на столы групп (5 шт.), Маршрутная карта (Приложение 2), инструкции для выполнения заданий (Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7).

Ход урока

Этапы

Планируемая деятельность учащихся и учителя

Комментарии

I Организация класса 

 

 

 

 

(дети стоят у входа в класс)— Здравствуйте, ребята! Чтобы пройти на урок в класс, нужно назвать «пароль»

Какие ассоциации возникают у вас со словом «история»? Это и будет вашим «паролем» входа на урок.

(Чтобы пройти на урок, дети вспоминают все понятия, ранее изученные на уроке и связанные с этим понятием  – это и есть «пароль»,  например: событие, артефакт, музей, время и т.д.)

 

«пароль» не должен повторяться, если слово уже было сказано каким-нибудь учащимся, ребенок подбирает другое слово

(За правильно названное слово учитель выдает детям жетон-пропуск с изображением знаков: флажок, книга, компьютер и т.д.  Дети проходят в класс и садятся за тот стол, на котором стоит та же эмблема, что и на жетоне.)

Цель: поделить класс на группы

 

II Постановка цели деятельности на уроке Сегодня мы проводим он-лайн урок. Вы будете работать группами. Прослушайте виртуального учителя.виртуальный учитель

https://sites.google.com/site/vpomosucasimsa3so/home/segodna-na-uroke/uroki-okruzausego-mira/vremena-moskovskogo-gosudarstva

Речь виртуального учителя:

— Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем наше путешествие по реке времени российской истории. Конечным результатом вашей работы будет составленный вами кроссворд по теме урока. На уроке вы должны будете выполнить ряд заданий. Чтобы не пропустить ничего, следуйте чётко инструкциям, представленным на сайте

Некоторые задания вы будете выполнять группой. Напоминаю вам правила работы в группе:

 правила работы в группе

Желаю вам творческих успехов.

 

— Ребята, давайте еще раз проговорим, как вы будете организовывать свою работу (ученики читают на сайте:

Как организовать свои действия?


1. Ставим перед собой цель.

2. Планируем работу.

3. Действуем по плану.

4. Оцениваем результат.)

— Оценку своей работы поэтапно вносите в Карту УСПЕХАhttps://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AjS23bUWkpKMdHV0a2tOc2licDZ2enV4N1VYeklUaFE#gid=0

— Познакомьтесь с маршрутом нашего урока

В качестве виртуального учителя используется сервис Voki.com – анимированные аватары 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В карте успеха учащиеся напротив своей фамилии в ячейке задания вписывают слово «готово»

Параллельно учитель контролирует выполнение заданий – заливает цветом ячейки: зелёный – задание выполнено полностью, жёлтый – задание выполнено неполно.

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная карта (Приложение 2)

— Если вы готовы, тогда в путь!Далее учащиеся работают с учебными проблемными задачами

Описание учебной ситуации

Учебная задача в виде проблемного вопроса

Планируемая деятельность учащихся и учителя

Комментарии

1. Какое событие пропущено в хронологии событий? Учащиеся восстанавливают последовательность событий в сервисе LearningApps — http://learningapps.org/watch?v=jxyryvza— Определите недостающее событие на этой ленте времени.

Ответьте на вопрос: Почему Русь не смогла отразить нашествие армий Батыя?

Впишите свои предположения в тетрадь.

 

Задание дети выполняют на индивидуальных ПК парами, одна пара учеников это задание выполняет у интерактивной доски, после чего проводится проверка выполнения задания по доске, обсуждается оценка своей работыИнструкция к заданию 

Приложение 3.https://docs.google.com/document/d/15tuciigsyMcGZat0Jta3s8qZUrI8k2EytRHCwLfnwrg/edit

2. Каково противоречие в летописях? — Повторение событий помогут нам расшифровать древние летописи. Выполните задание по группам, следуя ИНСТРУКЦИИ — https://docs.google.com/document/d/1_-z7Vxv2v7QWgfDUdIXvSzb1SKBc4gRnnSS5LtPLGhU/edit— Какое вы заметили противоречие?

Сверьте свой ответ, пройдя по ссылке

— Какой возникает вопрос?

Сверьте свой ответ, пройдя по ссылке

Сформулируйте основной вопрос (проблему) урока, запишите её в тетрадь.

Подумайте, каково решение проблемы?

Задание выполняется в сервисе Stixy.com –Инструкция к заданию 2. -Приложение 4. (https://docs.google.com/document/d/1_-z7Vxv2v7QWgfDUdIXvSzb1SKBc4gRnnSS5LtPLGhU/edit )

 

 

 

 

 

Самопроверка

 

 

Гипотезы, предположения решения проблемы обсуждаются в классе.

3. Что  должно произойти с Русью, чтобы она смогла избавиться от власти Орды?  — Давайте проверим свои предположения. (Работа с учебником с. 48)Учащиеся дают ответ: чтобы избавиться от Золотой Орды, нужно было объединить княжества Руси
4. Благодаря каким людям совершилось объединение Руси? Составьте список исторических личностей – сбор «Копилки персоналий» — https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AjS23bUWkpKMdDlGaVlKaVNFSHVaaVBVYmNiUGpyc2c#gid=0 с помощью временной ленты на сайте Historama – http://historama.ru/— Создайте презентацию «Исторические личности государства Московского» (Дети заполняют слайды в заранее приготовленном шаблоне, соблюдая критерии оценки)- https://docs.google.com/presentation/d/1Hvtfp2D57Ktx8dgIMF-ilgd0EgLinqcomHKMnv34X6I/edit#slide=id.p Копилку персоналий  и презентацию дети создают в таблице Google Диска – здесь возможна совместная работа всех групп в одном документеИнструкция по сбору персоналий Приложение 5. (https://docs.google.com/document/d/1aD3fm5OI00JGPlRhXfTOGVC3wiG_jKiae5gpxMVJtPM/edit )

 

Презентация создается совместно, каждая группа заполняет свой слайд о личности, выбранной при предварительной договорённости, либо можно провести жеребьевку.

Инструкция Совместная работа в Google – презентация Приложение 6. (https://docs.google.com/document/d/1CJ1MmpEMv6dvg9OTEyArWaEMzekpRF64ZrpmtSEMgHk/edit )

5.Как происходило «Собирание Руси»?
С каких событий истории нашей страны начались времена Московского государства?
— Составьте «паспорт» исторического события. Предварительно давайте обсудим, какие графы вы бы включили в «паспорт»? (дата, место, роль, участники и т.д.) – https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AjS23bUWkpKMdDdjYVZ6R053dk1wblp4NjFUcFI2akE#gid=0 Для составления паспорта выбрана таблица Google Диска, так как возможна совместная одновременная работа всех групп
5. Какие ошибки допустил Незнайка? — Наше путешествие подошло к концу. Незнайка решил внести свой вклад в летописи и оставил такую запись. https://docs.google.com/document/d/19YiD68MYjMWxqGXoxBM6T3cgbNGjUYk0Ght9ZGitwqk/edit
Вы много узнали, новые знания помогут вам исправить ошибки, которые допустил Незнайка.
Проводится взаимопроверка по кругу 1 группа – 2 группу, 2 – 3 группу, 3 – 4 гр., 4 – 5-ю, 5 – 1-ую гр.Карточка с заданием «Проверь себя» Приложение 7.
6. Какие термины, исторические события, имена исторических личностей можно включить в кроссворд или викторину? Д/З – В ходе урока вы собрали «Копилку» исторических личностей, создали картотеку событий.  Используя все материалы составьте для своих одноклассников на выбор КРОССВОРД или ВИКТОРИНУ по изученной теме, разместите её в Google — документах.
Ссылку на вашу работу разместите в ТАБЛИЦЕ
Инструкция создания викторины (https://docs.google.com/document/d/1395SZOjbDPQ2vpftszpmna4x23fpxBOj91g8JpmqTCs/edit )Инструкция создания кроссворда –(https://docs.google.com/document/d/10Zp94hc1u_cSAm2cl3wAQWE_l51sri9dHtQWbH1zwhk/edit )
Рефлексия Оставьте свои впечатления о своей работе на уроке  в таблице — https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AjS23bUWkpKMdGc1ZTBxZnJyQy0zS1J0QWdodTY3ZFE#gid=0  

— Всем спасибо за урок!

Материалы, созданные учащимися — https://sites.google.com/site/konkursitactivity20122013/st-u1/mos

Если вы заинтересовались сервисами Google и хотите использовать их в своей работе, вы можете воспользоваться инструкциями, которые Ирина Владимировна Кленова выложила в своем блоге: https://sites.google.com/site/vpomosucasimsa3so/

Приложение 3
Приложение 4
Приложение 2. Маршрутная карта
Приложение 1. Конструктор учебных задач
Приложение 5
CAAzA_6.docx
CAAzA_7.docx