Как научить детей составлению метафор У кандидата педагогических наук Татьяны Александровны Сидорчук более 30 экспериментальных площадок. Ее методические системы по развитию речи, познавательных способностей, мыслительных […]
ОТСМ-ТРИЗ педагогика
Формирование компетентности — один из главных векторов современного образования. Сегодня компетентный человек видит и решает проблемы в своей области деятельности. Завтра человеку неизбежно потребуется умение быстро приобретать новые компетентности, а значит, видеть и решать самые разные проблемы. Созданием инструментов для формирования таких способностей занимается педагогика на базе ОТСМ-ТРИЗ (общей теории сильного мышления на базе теории решения изобретательских задач). Эта рубрика — о ней.
Эхо, эхо, отзовись!
Анализ и сочинение закличек в первом классе на уроках обучения грамоте «У меня первоклассники/второклассники, нам еще рано проводить исследования, мы пока можем только играть», […]
Сочиняем и исследуем
Синтез малых форм как инструмент проблемно-ориентированного обучения Синтез малых форм (загадок, скороговорок, лимериков и т.п.) — один из наиболее популярных типов проектов на площадках по […]
Наше увлечение — хокку
Составление дошкольниками рифмованных текстов развивает способность чувствовать художественную выразительность слова. Восприятие стихотворных текстов закладывает основу для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.
У нас получилось!
Проектная деятельность школьников на уроках литературного чтения Класс учителя из Тольятти Натальи Валерьенвы Лазаревой за четыре года учебы тему синтеза малых форм освоил по максимуму. […]
Полезные тайны: учимся у Тимура
Использование методики анализа характера героя при изучении повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» Когда-то этой повестью зачитывались юные пионеры. Миллионы мальчишек и девчонок […]
Проданный смех. Как мы учились делать выбор
Анализ поступка и характера героя через его отношение к проблемной ситуации Мы разработали эту методику в начале 90-х, и с тех пор у нас было […]
Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ
Вероятно, каждому из вас приходилось в жизни иметь дело с различными наборами инструментов. У каждой женщины есть набор расчесок и насадок для фена, позволяющий сделать […]
Читать или причитать
Приключения Алисы глазами преподавателя развития творческого воображения Признаюсь: в детстве я не смогла прочитать книгу Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес». Открыла ее для […]
9. Начальная школа. Развитие речи. Жизнь в трех мирах
Урок развития речи в четвертом классе. Серьезные и сознательные дети вместе с целеустремленной учительницей весь урок обсуждают и пытаются решить свою проблему: они никак не […]
Путешествие в Зазеркалье
Ненавижу выражение «ему не дано». Не дано придумать, не дано написать, не дано мыслить и чувствовать? Неправда! Всем дано!
От реальности к сказке
Начнем разговор о навыках творчества. О том, как инструменты ТРИЗ позволяют научить фантазировать. О том, что могут 8-9-летние дети.
Разбудите спящую царевну
Это так грустно, когда спит фантазия. Подобно сказочной царевне, обволакивает она своим тяжелым сном души, и все цепенеет вокруг.
8. Начальная школа. Окружающий мир
Сегодня в программах начальной школы курс «Окружающий мир» нацелен на пропедевтику большого ряда предметных дисциплин: физики, химии, биологии, географии, истории, обществонания, даже экономики.
7. Начальная школа. Математика
Мне много приходится работать с учителями начальных классов, и нередко они признаются, что не любят преподавать математику. Таблицы сложения и умножения, операции с многозначными числами, […]